Vvmebel.com

Новости с мира ПК
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Язык программирования бейсик это

MICROSOFT SMALL BASIC — ПРОС­ТЕЙШИЙ ЯЗЫК ПРОГРАМ­МИРО­ВАНИЯ

Первый шаг для начи­нающего програм­миста

Small Basic — это един­ственный язык програм­мирования, созданный специально для начинающих. Он максимально удобен при переходе от визуального, блочного програм­мирования к текстовому кодированию.

Small Basic сочетает в себе дружест­венный русско­язычный интерфейс с очень простым языком и богатым набором библиотек. С помощью интеллек­туальных всплывающих подсказок, Small Basic делает написание кода еще легче.

Microsoft рекомендует Small Basic начинать изучать в возрасте от 7 лет. Эти рекомендации для англоязычных стран, поскольку при програм­мировании на Small Basic необходимо писать код на английском языке. Для неангло­язычных стран возраст изучения Small Basic с 8-9 лет.

С чего начать, Scratch или Small Basic?

Scratch vs Small Basic

Детям с 8-12 лет, умеющим читать и двигать компьютерной мышкой, рекомендуется изучать Scratch-програм­мирование. Здесь дети изучают основы програм­мирования в игровой форме, двигая блоки мышкой, дети на интуитивном уровне понимают понятие циклов, логических условий, переменных, событий, процедур и функций. Т.е. дети не понимают в классическом понимании определения сложных терминов програм­мирования, однако понимают, когда и как их можно использовать при составлении программы.

Дети, прошедшие курс Scratch-програм­мирования, наиболее подготовлены к изучению основ програм­мирования, поскольку уже составляли программы, хотя и с помощью блоков. Детям старше 12 лет, а также взрослым, уже не интересно заниматься програм­мированием на Scratch. Для таких категорий слушателей мы рекомендуем изучить основы програм­мирования на примере языка програм­мирования Microsoft Small Basic.

Не лучше ли, как раньше, Pascal, чем Small Basic?

Pascal vs Small Basic

До 2009 года начинающие програм­мисты осваивали базовые концепции, изучив язык програм­мирования Pascal. Однако в этом случае придется выполнять упражнения и решать задачи в явно устаревшей, (ориенти­рованной на работу в операционной системе DOS) среде разработки Turbo Pascal, столкнуться с массой проблем при ее использовании в современных операционных системах семейства Windows.

Small Basic создавался специально для новичков в програм­мировании. Нет более легкого языка для изучения, чем Small Basic. Этот язык наиболее современный, т.к. Small Basic был создан 23.10.2008 года и более удобный для первого освоения, чем большинство аналогичных языков для новичков, написанных во время архаичной операционной системы DOS или еще раньше, как например: Pascal, Turbo Pascal, Fortran, Basic, QBasic, Turbo Basic и др. Язык програм­мирования Small Basic более легок в понимании и в освоении для новичка, чем любой другой.

Начать лучше со Small Basic или Java?

Small Basic vs Java

Клуб програм­мистов «1С» предлагает начинать обучаться школьникам програм­мированию с 11 лет с языка Java, и ни слова не говорит про Small Basic. Вполне резонный вопрос, может лучше начать с Java, и пропустить Small Basic, с учетом того, что на тематических ознакомительных видеоуроках от фирмы «1С» часто можно слышать, что они даже детям с 10 лет предлагают начинать с Java?

На самом деле Java гораздо сложнее, чем Small Basic, и для освоения Java нужно иметь базовые знания по основам компьютерной грамотности и основам програм­мирования, о чем подразумевают в клубе програм­мистов «1С», даже когда рекомендуют изучать Java с «нуля». Вы сами можете попробовать пройти Первое занятие по Java-програм­мированию для школьников, а затем сделать выбор: если вам все понятно, вы освоили первый урок по Java, то имеет смысл пропустить Small Basic и начинать изучение програм­мирования с Java. Если же вам показалось, что Java слишком сложно для освоения, то, тогда однозначно, следует начинать програм­мировать со Small Basic. Кстати говоря, сама фирма «Microsoft» рекомендует Small Basic для детей начиная с 7 лет!

Python очень легкий и попу­лярный. Может с него начать?

Python vs Small Basic

Язык програм­мирования Python более сложный, более требова­тельный к знаниям и навыкам програм­мирования, чем Small Basic. Если у Вас нет навыков програм­мирования, начните с более простого языка Small Basic. Если вы поймете и освоите Small Basic, то, скорее всего, вы сможете также осилить и Python. Нередко начинающие с языка програм­мирования Python не могли освоить его и бросали на пол-пути, предполагая, что это слишком сложно.

В какой-то степени Small Basic является лакмусовой бумажкой для новичка в програм­мировании. В том смысле, что еще окончательно неизвестно, сможет ли человек стать програм­мистом или эта профессия не подходит ему. Если новичок освоил Small Basic, то при желании и упорстве он сможет освоить и другие, более сложные языки програм­мирования. Если же самый легкий язык Small Basic оказался не по зубам, то, скорее всего, и более сложные языки програм­мирования окажутся невозможным для освоения.

Почему стоит начать програм­мирование со Small Basic

А не гнаться за популярными языками

Современные системы програм­мирования, такие как Python, Java, JavaScript, Delphi, и, тем более, C++ или Microsoft Visual C++, ориентированы на профессиональную разработку и предполагают наличие у пользователя знаний и начального опыта в области програм­мирования. Но откуда взять эти начальные знания и опыт в области програм­мирования? Другими словами, они не подходят начинающим для обучения програм­мированию.

Очевидно, осознав проблему отсутствия современной среды разработки, ориентированной на начинающих, Microsoft предложила свое решение — Microsoft Small Basic. Язык програм­мирования Microsoft Small Basic, несмотря на название «маленький», тем не менее является современной, вполне приличной и доступной для начинающих средой разработки с автодополнением кода и всплывающими подсказками. Кроме этого интерфейс программы и интерактивная помощь полностью русифицированы и адаптированы для русско­говорящего пользователя, и только код пишется на английском языке.

Чтобы выбрать первый язык програм­мирования, надо ориенти­роваться не на спрос, а надо ориенти­роваться на задачу. Если задачей является стать програм­мистом и нет никакого опыта програм­мирования, надо выбрать самый легкий в изучении язык, и, освоив его, переходить к более сложным и продвинутым языкам, пользующимся спросом. Профес­сиональный програм­мист должен в совершенстве знать несколько языков програм­мирования, и, в случае необходимости, быть готовым к изучению нового языка програм­мирования.

Язык програм­мирования Small Basic предназначен для того, чтобы сделать обучение програм­мированию предельно простым и доступным занятием для новичков, которое также может приносить удовольствие. Язык Small Basic разрабатывался с намерением снести барьер сложности и проложить дорогу в удивительный мир компьютерного програм­мирования как для взрослых, так и для детей.

Все читатели этих строк могут принять участие и проголосовать в социологическом опросе онлайн, ответив на вопрос «Какой должен быть первый язык програм­мирования для начинающих?», и увидеть результат, исходя из мнений народного голосования.

Изучите основы програм­мирования

C помощью Microsoft Small Basic

Основы програм­мирования – это фундаментальные знания по програм­мированию, это начало и азы навыков по програм­мированию. Без основ програм­мирования вы не освоите ни один из языков програм­мирования. Основы програм­мирования частично входят в базовый школьный курс «Информатики» начиная с 7 класса. В некоторых школах изучают углубленно этот предмет, а в некоторых школах изучают поверхностно, ограничиваясь понятием компьютера и его истории развития, понятием информации и информати­зации, общими понятиями информа­ционных технологий и их роли в повседневной жизни. Понятия «алгорит­мизация» и «програм­мирование» в некоторых школах проходят настолько поверхностно, что многие уже и не помнят, проходили или нет такое.

Програм­мирование, как и иностранный язык, лучше начинать в школе, и чем раньше, тем лучше. Все больше и больше стран понимают пользу от раннего изучения програм­мирования, в некоторых странах его изучают в школах с 5 лет. Раннее изучение програм­мирования позволяет развить творческое, креативное мышление, расширяет кругозор, развивает логическое и алгоритмическое мышление, причинно-следственные связи, способность к аналитическому мышлению. Изучение методов програм­мирования позволяет разбить задачу на более мелкие, строить логические связи и анализировать ситуации.

Каковы даль­нейшие перс­пективы после Small Basic?

Что потом изучать проще всего?

На примере Small Basic можно изучить базовые концепции програм­мирования, алгорит­мические структуры, инструкции управления ходом выполнения программы, циклы, научиться работать с массивами, файлами и графикой. В Microsoft Small Basic в качестве языка програм­мирования используется диалект языка Basic, что позволяет в дальнейшем без особых проблем перейти на следующий уровень — начать работать в Microsoft Visual Basic, или изучать более продвинутые языки разработки, например язык програм­мирования Python.

Microsoft Visual Basic

На языке Small Basic можно компили­ровать программы и писать приложения под Windows. Если же функциональ­ности вам будет недостаточно, проще всего при самосто­ятельном изучении перейти к следующему уровню – Microsoft Visual Basic, при этом переучи­ваться на другой язык не нужно, поскольку Microsoft Visual Basic, по сути, продолжение и расширение Microsoft Small Basic. Более того, код программы, написанный в Small Basic, если перенести без изменения в Visual Basic, точно так же запускается и выполняется.

VB.NET

Продолжением Microsoft Visual Basic, (а следовательно и Microsoft Small Basic) является один из мощнейших и современ­нейших языков програм­мирования Visual Basic .NET (VB.NET), реализованный на платформе Microsoft .NET.

Где еще пригодится Small Basic?

VBScript & VBA

Кроме того, следующим шагом, после Microsoft Small Basic можно изучить VBScript (VBS, развернуто Microsoft Visual Basic Script Edition, иногда еще называют Visual Basic Script). VBScript пригодится при веб-програм­мировании как альтернатива JavaScript на веб-страницах, а также при создании динами­ческих веб-страниц ASP, как альтернатива PHP страниц.

Знание Small Basic поможет вам при дальнейшем изучении Visual Basic for Applications (VBA). Знания VBA вам поможет при програм­мировании в приложениях Microsoft Office (Excel, Word, Access и др). Учитывая популярность и возможности офисных программ, с помощью VBA можно писать, дописывать и редакти­ровать макросы (которые, кстати, написаны на VBA), т.е. создавать расширения в офисных программах Microsoft Office.

И это все, что может Small Basic?

Дополни­тельные возможности

С помощью Small Basic можно програм­мировать игровую приставку Kinect, роботов Lego Mindstorm и Arduino, гарнитуру для вирту­альной реальности Oculus Rift и многое другое. С помощью Silverlight player вы можете даже размещать свои игры, написанные на Small Basic, в собственных блогах и веб-сайтах и воспроиз­водить их в браузере. Кроме этого, есть множество расширений Microsoft Small Basic, позволяющие существенно расширить функционал и возможности програм­мирования на языке Microsoft Small Basic.

Знание Small Basic это, в первую очередь, знание основ програм­мирования. Никто не запрещает вам изучать после Microsoft Small Basic такие языки програм­мирования, как Python, Java, C++, JavaScript и прочие языки програм­мирования для дальнейшего самообразования, саморазвития или трудоустройства. Таким образом, Microsoft Small Basic — это первый шаг програм­миста практически любого направления програм­мирования.

Читать еще:  Основные понятия объектно ориентированного программирования

QBASICBOOK.ru: сайт про QB64

Бейсик как язык программирования и его история

Русское название: Бейсик

Дата создания: 1963

Создан под влиянием: ALGOL, FORTRAN

Повлиял на: ПРОФТ

Парадигма: императивная, на уровне значений, скалярная

Типизация: бестиповая

Принятые расширения файлов: .bas, .vb, .vbs

Диалекты: Applesoft BASIC, Commodore BASIC, GW-BASIC, MSX BASIC, Microsoft BASIC, Turbo BASIC, Visual Basic

Реализации и версии: 1771-DB BASIC, AMOS BASIC, AMOS Professional, Easy AMOS, AT&T BASIC, Altair BASIC, AmigaBASIC, Applesoft BASIC Interpreter in Javascript, Applesoft Lite, Atari Microsoft BASIC I/II, BASIC A+, BASIC-11, BASIC-256, BASICA, Bywater BASIC, bwBASIC 2.50, Cassette BASIC, Color BASIC, Commodore BASIC, DOS33, Dartmouth BASIC, EXIL, FreeBASIC, GW-BASIC, Galaksija BASIC, Great Cow BASIC, MBASIC, MSX BASIC, Microsoft Visual Basic, Mono VB.NET, vbnc 2.4.2, NBASIC, PureBasic, QBasic, QuickBASIC, STOS Basic, SmallBASIC, VB.NET, VB.NET 9 (2008), VBScript, Visual Basic for Applications, WordBasic, hbasic

Бейсик (BASIC – сокращение от англ. Beginner’s All-purpose Symbolic Instruction Code – универсальный код символических инструкций для начинающих; англ. basic – основной, базовый) – семейство высокоуровневых языков программирования.

Бейсик был придуман в 1963 году преподавателями Дартмутского Колледжа Джоном Кемени и Томасом Куртцом и реализован командой студентов колледжа под их руководством. Со временем, когда стали появляться другие диалекты, этот «изначальный» диалект стали называть Dartmouth BASIC.

Бейсик был спроектирован так, чтобы студенты без специального математического образования могли писать программы. Он создавался как решение проблем, связанных со сложностью более старых языков, и предназначался для более «простых» пользователей, заинтересованных не столько в скорости своих программ, сколько просто в возможности использовать компьютер для решения своих задач. Для популяризации языка первый компилятор распространялся бесплатно.

При проектировании языка были сформулированы восемь требований к нему:

  • Простота в использовании для начинающих;
  • Общность назначения (отсутствие специализации);
  • Возможность расширения функциональности средствами, доступными программистам;
  • Интерактивность;
  • Четкие и понятные сообщения об ошибках;
  • Высокая скорость работы на небольших программах;
  • Отсутствие необходимости понимания работы аппаратного обеспечения для написания программ;
  • Эффективное посредничество между пользователем и операционной системой.

Язык был основан частично на Фортран II и частично на Алгол-60, с добавлениями, делающими его удобным для работы в режиме разделения времени, обработки текста и матричной арифметики. Первоначально Бейсик был реализован на GE-265 с поддержкой множества терминалов. Вопреки распространённому убеждению, в момент своего появления это был компилируемый язык.

Всеобщую же популярность язык приобрел в середине 70-х годов после его появления на микрокомпьютерах. Многие языки программирования были слишком громоздкими, чтобы умещаться в небольшой памяти. Для машин с таким медленным носителем, как бумажная лента, аудиокассета и без подходящего текстового редактора такой небольшой язык, как Бейсик, был отличной находкой.

В 1975 году компания Microsoft выпустила Altair BASIC. После этого был выпущен ряд операционных систем, использующих Basic в качестве основного языка. Для операционной системы CP/M был создан диалект BASIC-80, надолго определивший развитие языка.

В этот период было создано множество новых компиляторов и интерпретаторов Бейсика. Майкрософт продавала несколько версий BASIC для MS-DOS/PC-DOS, включая BASICA, GW-BASIC и QuickBASIC (QBASIC). Компания Borland в 1985 выпустила Turbo BASIC 1.0 (более поздние его версии впоследствии продавались другой компанией под именем PowerBASIC). На домашних компьютерах появились различные расширения Бейсика, обычно включающие средства для работы с графикой, звуком, выполнением DOS-команд, а также средства структурного программирования. Некоторые другие языки использовали хорошо известный синтаксис Бейсика в качестве основы, на которой строилась совершенно иная система (например, GRASS).

Начиная с конца 80-х, новые компьютеры стали намного более сложными и предоставляли возможности (такие как графический интерфейс пользователя), которые делали Бейсик уже не столь удобным для программирования. Бейсик начал сдавать свои позиции, несмотря на то, что огромное количество его версий ещё использовалось и продавалось.

Вторую жизнь Бейсик получил с появлением в 1991 году Visual Basic от Microsoft. Этот язык напоминал оригинальный только синтаксисом, но был значительно более современным. Visual Basic и его варианты стали одним из наиболее часто используемых языков на платформе Windows. Позже был создан вариант под названием WordBasic, используемый в MS Word до появления Word 97. Visual Basic for Applications (VBA) был встроен в Excel 5.0 в 1993 году, затем в Access 95 в 1995-ом, а после и во все остальные инструменты, входящие в пакет Office — в 1997-ом. Internet Explorer 3.0 и выше, а также поставки Windows включали интерпретатор скриптового языка VBScript. В полный вариант пакета OpenOffice также включён интерпретатор Бейсика.

В настоящее время Basic – это не один язык, а целое семейство языков, отличающихся временем создания, парадигмами программирования и синтаксисом, зачастую до полной потери совместимости программ. Ранние версии не поддерживали даже структурное программирование; со временем структурное и процедурное программирование стали общепринятыми парадигмами, и появились версии, поддерживающие их. Ряд современных компиляторов во главе с Visual Basic и VB.NET реализуют объектно-ориентированное и событийное программирование.

QBasic – это интегрированная среда разработки (IDE) для реализации языка программирования BASIC, основанная на QuickBasic. Исходный код, введенный в IDE, компилировался в промежуточную форму, которую интерпретировала IDE по мере необходимости.

Как и QuickBasic, QBasic – язык структурного программирования, поддерживающий подпрограммы и условные циклы. Нумерация строк программы упразднена и поддерживается только для совместимости; вместо нее введены переходы при помощи меток. QBasic имел ограниченную поддержку определяемых типов пользователя (структур) и нескольких простых типов.

QBasic предназначался для замены GW-BASIC. QBasic 1.0 включался в MS-DOS 5.0 и выше, Windows 95, Windows NT 3.x и Windows NT 4.0. Компания IBM перекомпилировала QBasic и включила в PCDOS 5.x, позже в OS/2 2.0 также была введена поддержка QBasic. QBasic 1.1 поставлялся с MS-DOS 6.x, и без изменений в Windows 95, Windows 98 Windows Me. Начиная с Windows 2000, компания Microsoft перестала включать QBasic в свои операционные системы.

QBasic был основан на ранней версии компилятора QuickBASIC 4.50, но не содержал ни компилятора, ни компоновщика. До MS-DOS 7 редактор MS-DOS требовал наличие QBasic. Программа «edit.com» просто запускала QBasic в режиме редактора.

В течение долгого времени QBasic обеспечивал современную интегрированную среду разработки, включающую отладчик с рядом особенностей (оперативная оценка выражений, модификация кода и т.д.). QBasic может выполняться почти под всеми версиями DOS и Windows, а при использовании эмулятора DOSBox может выполняться в ОС Linux, FreeBSD.

Microsoft QuickBASIC (сокращение QBasic некорректно, это совершенно другая реализация) – компилятор и интегрированная среда разработки для языка BASIC, который разрабатывался корпорацией Microsoft. QuickBasic создавался ориентированным на DOS, однако недолгое время существовала версия для Mac OS. QuickBASIC основан на GW-BASIC, но включает некоторые улучшения и расширения: добавлены пользовательские типы данных, улучшены структуры программирования, усовершенствована работа с графикой и работа с диском. Microsoft распространяла QuickBASIC как первую профессиональную систему разработки программ на BASIC.

QuickBASIC 1.0 была выпущена 18 августа 1985 и распространялась на одном пятидюймовом диске. С версии QuickBASIC 2.0 была включена среда разработки, и пользователи могли редактировать программу непосредственно в текстовом редакторе.

Нумерация строк еще поддерживалась, но в ней не было необходимости. Переходы в программе могли быть осуществлены при помощи меток. Более поздние версии добавляли различные управляющие структуры (многострочные условные операторы, блоки циклов).

В поставку QuickBASIC был включен компилятор для сборки исполняемых программ. Редактор содержал интерпретатор, который позволял программисту исполнять программу в процессе редактирования. Интерпретатор использовался для отладки программы до компиляции. Но, к сожалению, существовали некоторые проблемы и порой программа, работавшая исправно в интерпретаторе, после трансляции функционировала некорректно, а иногда даже не компилировалась.

QuickBASIC 4.5 – последняя версия, выпущенная в 1988 году, однако разработка профессиональной системы разработки (PDS) продолжалась до появления последней версии 7.1 в октябре 1990. Версия IDE BASIC PDS 7.x была названа QuickBASIC Extended (QBX) и исполнялась только под DOS. Преемником QuickBASIC и Basic PDS стал Visual Basic для MS-DOS 1.0. Более поздние версии Visual Basic не включали версии для DOS, так как Microsoft ориентировалась на приложениях для Windows.

Подмножество QuickBASIC 4.5 было названо QBasic. QBasic включался в поставку MS-DOS 5 и в более поздних версиях, который заменил GW-BASIC. QBasic по сравнению с QuickBASIC имел ряд ограничений: включал только интерпретатор, существовало ограничение в его функциональности, создание программ ограничивалось определенным размером и т.д. Поскольку он не содержал компилятора, то не было возможности создавать исполняемые файлы, но программы, написанные на QBasic, могли компилироваться при помощи QuickBASIC 4.5, BASIC PDS 7.x, VBDOS 1.0.

Для ОС Macintosh QuickBASIC 1.0 был выпущен в 1988.Он работал только на System 6 и System 7 и требовал наличие ОЗУ объемом большим 1 Мб.

Язык программирования Basic

История языка Basic

BASIC (в переводе с английского «базовый», «основной»; в русскоязычной традиции известен как Бейсик) — язык программирования и связанная с ним среда разработки, созданные как средство обучения студентов-непрограммистов написанию программ для решения несложных профессиональных задач.

Рисунок 1. Программа на BASIC. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

BASIC появился в 1964 г. Его создатели — Джон Кемени и Томас Курц, сотрудники Дартмутского колледжа. Цель языка — обучение программированию на маломощных компьютерах, каковыми в ту пору являлись установленные в учебных заведениях вычислительные машины. Отличительной особенностью BASIC стало стремление разработчиков сделать этот язык не закрытым проектом, а общественным достоянием. Они руководствовались следующими принципами:

  1. легкость освоения;
  2. универсальная направленность;
  3. возможность подключения расширенных возможностей для продвинутых пользователей;
  4. интерактивность;
  5. сообщения об ошибках должны быть максимально понятными;
  6. небольшие программы должны компилироваться быстро;
  7. язык не должен требовать знания аппаратной архитектуры;
  8. пользователь должен быть изолирован от операционной системы.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Название BASIC можно рассматривать как аббревиатуру — Beginner’s All-purpose Symbolic Instruction Code (Многоцелевой код символьных инструкций для начинающих).

В 1977 г. Microsoft выпустила Altair BASIC и превратила этот язык в средство коммерческого давления, добившись встраивания его в чипы ПЗУ IBM PC. Это поспособствовало резкому росту популярности языка. В те годы, на волне всплеска потребительского спроса на первые персональные компьютеры, это было объяснимо. Возможности ранних ПК были скромны, программного обеспечения для них было мало, перенос и установка ПО были трудоемки (для хранения программ использовались бытовые магнитофоны), поэтому корпорации, выпускавшие ПК, охотно встраивали BASIC в свои машины. Благодаря этому владелец компьютера мог сразу же после включения устройства приступить к его использованию.

Читать еще:  Классы в программировании пример

Со второй половины 1980-х гг. персональные компьютеры становятся сложнее и мощнее. BASIC уже, во-первых, не подходит для полноценного управления такими устройствами, во-вторых, появляется рынок готового ПО, и необходимость в написании компьютерных программ неспециалистами отпадает.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

В начале 1990-х гг. Microsoft выпускает на рынок язык Visual Basic, рассчитанный, опять-таки, на то, чтобы неспециалисты могли с легкостью писать небольшие программы, повышающие эффективность приложений пакета Microsoft Office (т.н. макросы для Word, Excel). На этом языке можно было создавать и полноценные самостоятельные приложения, поэтому он получил название Visual Basic for Applications (VBA) и поддерживается до сих пор. В 1990-е гг. существовала также разновидность Visual Basic Script, которой Microsoft намеревалась вытеснить JavaScript на веб-страницах. Эта концепция оказалась нежизнеспособной.

Рисунок 2. Программа на Visual Basic для рисования фракталов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Особенности языка BASIC

Классический BASIC настолько прост и легковесен, что не комплектуется, подобно другим языкам, стандартными внешними библиотеками. Их возможности включены непосредственно в транслятор (или компилятор) — программу, превращающую исходный код в бинарный.

Недостатком BASIC является и то, что в программах на этом языке большая роль отводится оператору GOTO («перейти к. «), с помощью которого осуществляются ветвления. GOTO ссылается на номера строк, а они, по мере написания программы, могут изменяться. Несмотря на все ухищрения, с помощью которых программисты пытались решить эту проблему, использование GOTO затрудняет читаемость, превращает листинг в «спагетти-код», разобраться в котором со временем становится трудно даже автору программы. Интенсивное использование GOTO было связано с отсутствием в ранних версиях BASIC возможности использовать собственные подпрограммы и функции. Со временем в большинстве реализаций этот недостаток исправили.

BASIC стал одним из первых языков, создатели которого поняли, что компьютерные программы имеют дело не только с числами, но и с текстом. Поэтому его сильной стороной стало появление процедур обработки строк (LEFT, MID, RIGHT). Что касается чисел, то в языке использовался единственный их тип — числа с плавающей точкой. Поддерживаются также массивы и матрицы (двумерные массивы).

Реализации и диалекты BASIC

Несмотря на то, что BASIC с самого начала считался «несерьезным» языком программирования, многие компании и просто IT-специалисты создали собственные его разновидности.

Варианты BASIC существуют для множества платформ. Под свободной лицензией распространяется, например, кроссплатформенный Bywater BASIC (bwBASIC). Он предназначен для работы в консоли, т.е. без оконного интерфейса.

Еще одна бесплатная версия BASIC — Phoenix Object Basic. Он также не предназначен для работы с графическим интерфейсом, но для других целей хорошо проявляет себя и на Windows, и в Linux.

  • Microsoft Quick BASIC;
  • QBASIC:
  • PowerBASIC;
  • True BASIC;
  • REALbasic (для Apple Macintosh);
  • PureBasic;
  • FreeBASIC;
  • SmallBASIC и др.

Пример программы на языке BASIC (диалект FreeBASIC)

Рассмотрим программу, записывающую строки в файл, а затем считывающую из него.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Начало программирования. Язык программирования Бейсик

Говоря о программировании, мы часто понимаем под этим составление программ для вычислительных машин. Умение составлять простейшие программы для решения задач на ЭВМ считается одной из частей компьютерной грамотности.

Для составления программ применяются специально созданные языки — языки программирования. Одним из наиболее распространенных языков программирования является язык Бейсик.

Язык Бейсик был создан в 60-х годах как язык для начального обучения программированию в диалоге с ЭВМ. Этот язык создавался американскими программистами, и по этому в основу его была положена лексика английского языка.

На персональных ЭВМ язык Бейсик позволяет составлять самые различные программы: для проведения математических расчетов и построения графиков, организации игр и различных экспериментов, диалоговых справочников, обучающие, консультирующие и многие другие программы.

Работа на ЭВМ с языком Бейсик проходит в режиме диалога. В ходе диалога человек вводит свою программу, запускает ее на выполнение, исправляет операторы и вновь запускает программу на выполнение. ЭВМ послушно выполняет все действия в соответствии с введенной программой.

Прежде всего, нужно понять, как ЭВМ выполняет команды. Команды — это отдельные фразы языка Бейсик, которые вводятся прямо с клавиатуры и сразу же выполняются ЭВМ. Выполнение команд следует немедленно после нажатия клавиши ¿.

Для записи дробных чисел в Бейсике применяется не запятая, отделяющая дробную часть числа от целой части, а точка. Запись арифметических формул и алгебраических выражений не может быть «многоэтажной». Все формулы в Бейсике должны записываться в строчку. Примеры записи:

При организации расчетов на ЭВМ результаты вычислений могут храниться в ее памяти. В языке Бейсик для этого служат переменные. Понятие переменных в программировании и в математике различны. Если в математике переменные — это некоторые величины, то в программировании переменная — это область памяти, куда можно записывать различные значения.

Различие между переменными в математике и в программировании подчеркивается различием способов их именования. В математике имя переменной — это буква латинского или греческого алфавита, к которой можно приписать верхний или нижний индекс. В языках программирования имена переменных составляются из одной или нескольких букв без всяких нижних или верхних индексов.

В языке Бейсик для имен переменных можно выбирать любые латинские буквы: A, B, C, . X, Y, Z.. Кроме того, в Бейсике в качестве имен переменных можно использовать сочетание из двух букв — AX, VY, PR, а также сочетания из буквы и цифры — A0, X1, Y2 и т.п.

Все переменные в языке Бейсик обычно считаются вещественными.

Для проведения математических расчетов в языке Бейсик, как и в калькуляторах, имеются элементарные математические функции. Рассмотрите форму записи и примеры использования этих функций.

Вопросы и упражнения и задания для самопроверки

ВОПРОСЫ:

УПРАЖНЕНИЯ:

1. Запишите по правилам языка Бейсик следующие числа:

а) 125; б)-0,1; в) 3*10 5 ; г) -6,2*10 -3

2. Запишите на языке Бейсик следующие выражения:

а) Y = ; б) Y = sin 2 x – cos 2 2x + tg 3 (2x-4) – ln 2 ;

в) Y = .

ЗАДАНИЯ:

2. Правила работы с программами

После первого опыта работы с ЭВМ в командном режиме, когда машина немедленно выполняла вводимые команды, легко понять, что такое программа.

П р о г р а м м а для ЭВМ — это последовательности команд, которые должна выполнять машина. Иными словами, программа для ЭВМ — это алгоритм, записанный на языке, понятной данной ЭВМ. Располагая алгоритмом, написанным на русском алгоритмическом языке, можно перевести этот алгоритм на любой язык программирования, имеющийся на ЭВМ.

Запись программ определяется правилами используемого языка программирования, а работа с программами на ЭВМ — правилами имеющейся на машине системы программирования. Язык Бейсик привлекает тем, что системы программирования на этом языке имеются практически на всех современных ЭВМ.

Программа на языке Бейсик — это последовательность команд, которые можно было бы одну за другой давать ЭВМ в режиме непосредственного ввода. Если же эти команды пронумеровать и ввести в ЭВМ, то машина автоматически будет работать по этой программе.

Начнем рассмотрение программ на Бейсике со следующего примера. Пусть нам требуется определить время движения по заданным скорости и длине пути. Для решения этой задачи на ЭВМ достаточно четырех команд.

Операторы в языке Бейсик — это команды, к которым приписаны некоторые номера и которые после ввода будут храниться в памяти ЭВМ.

Для записи операторов в Бейсике используются английские слова PRINT, INPUT, END и т. д. Таким образом, программа является переводом алгоритма на язык программирования.

Рассмотрим теперь операторы этой программы по отдельности. Первый оператор — оператор PRINT. Это оператор вывода сообщений на экран ЭВМ. Он в точности выполняет предписываемую алгоритмом операцию — вывод.

Оператор INPUT — это оператор ввода исходных данных.

Оператор — END — это оператор конца выполнения программы.

Программы на языке Бейсик — это пронумерованные последовательности строк, содержащие операторы и комментарии.

Комментарии (оператор REM) в программах на языке Бейсик начинаются со знак апострофа: ¢. Комментарии могут стоять в конце строки либо занимать всю строчку целиком. С помощью комментариев можно включать программа слова и фразы, поясняющие смысл выполняемых действий. Для программы очень важно следующее свойство: чем понятнее программа, тем она лучше.

Для нумерации строк в программах на Бейсике обычно используются целые числа 10, 20, 30, 40, и т.д. Остальные номера остаются не заполненными, чтобы позже можно было вставлять новые операторы. Второе важнейшее свойство программ: чем проще вносить в программу изменения и дополнения, тем она лучше.

Операторы в программах рекомендуется писать по одному на строке. Язык Бейсик разрешает записывать на одной строке несколько операторов, разделяя их двоеточиями. Однако из-за этого в программу сложнее будет вносить изменения.

Составление программ на языке Бейсик лучше всего начинать с составления алгоритма для ЭВМ на родном языке, а уже затем записывать этот алгоритм на языке Бейсик. Такой способ дает возможность составлять более понятные программы, которые легче читать и легче исправлять. Поэтому в программах, составленных таким образом, легче получить на ЭВМ результаты решения задач.

Написание программ при таком подходе состоит в переводе русских слов, с помощью которых записываются алгоритмы, в слова используемого языка программирования. После составления программы начинается ее вывод и испытания на ЭВМ. Эта работа состоит в следующем:

Ввод каждого оператора должен обязательно начинаться с нажатия клавиши ввода команды ¿. Только после этого ЭВМ запоминает введенный оператор и вставляет его в соответствующее место программы. Операторы могут вводится последовательно, начиная с младших номеров, но могут вводиться в любом порядке.

Ввод длинных программ требует много времени. Поэтому для ускорения процесса испытания и отладки лучше всего вводить и проверять их по частям. Первыми лучше всего вводить операторы ввода и вывода данных. Это позволяет начать диалог с программой, даже не введя еще всего текста. Действуя таким образом, можно намного раньше начать исправлять ошибки, прокравшиеся в программу.

Читать еще:  Уроки программирования на c с нуля

Выполнение программ на Бейсике начинается по команде RUN¿

(RUN — выполнять). Диалоговые программы, как правило, предлагают ввод определенных данных. В таких ситуациях ЭВМ приостанавливает выполнение программы и ждет ввода данных с клавиатуры. Признаком конца ввода данных всегда служит нажатие клавиши ввода команды ¿. Выполнение программы ЭВМ продолжит только после нажатия этой клавиши.

Технику ввода и проверки программы по частям рассмотрим на примере разобранной ранее программы расчета времени движения. Одним из лучших решений будет ввод первыми операторов ввода:

20 PRINT «расчет времени» ¿

60 PRINT «время=»; Т ¿

Введенную часть программы уже можно запустить на выполнение командой RUN. В результате на экране ЭВМ получим:

Основы программирования на QBasic

Среда программирования QBasic.
Бейсик (Basic) — диалоговый учебный язык программирования для персональных компьютеров. На современных компьютерах используется следующие версии Basic: GWBasic, QBasic 4.5, Turbo Basic для DOS, Visual Basic 3.0-6.0 для Windows. Здесь мы рассмотрим QBasic 4.5.

QBasic входит в состав операционной системы MS-DOS 6.0-6.22. Есть русифицированная версия QBasic.

Для запуска QBasic надо или найти файл qbasic.exe и Enter, или ввести в командную строку qbasic и Enter. Меню — Alt.

Запуск программы Shift-F5.

Получение помощи Shift-F1.

Создать файл: Меню Файл, Сохранить Как, выбрать каталог, задать имя файла, ОК. Файл получит расширение bas.

Сохранить файл: Меню Файл, Сохранить.

Открыть файл, то есть считать его с диска: Меню Файл, Открыть.

Выход из QBasic: Меню Файл, Выход.

Копирование выделенного фрагмента программы в буфер (Edit,Copy) — Ctrl-Insert,

Вставка фрагмента из буфера (Edit,Paste) — Shift-Insert,

Вырезать (Edit,Cut) — Shift-Delete.

Удобно выделять и делать все указанные операции с помощью мыши. Можно выделенный фрагмент программы вставить в другой файл, если после выделения открыть его.

В QBasic 4.5 можно откомпилировать текстовый bas-файл, превратив его в двоичный exe-файл, который можно использовать отдельно, то есть без среды программирования QBasic.

Переменная в программе
Переменная — это область в памяти компьютера, где хранится некоторое значение. Каждая переменная имеет имя, значение и тип.

Имя переменной обозначается английской буквой, после которой может быть цифра, причем первой стоит буква, например: x, y, z, A1, B2. Имя переменной служит для обозначения некоторой величины в программе, которая при выполнении программы может иметь какое-либо значение, но может быть и не определена. Пример задания часто употребляемой константы: pi=3.14159.

Типы переменых: целая, вещественная, логическая, символьная, строковая и др. Если в переменной хранится число, то это числовая переменная, если в переменной хранится слово или фраза, то это строковая (символьная) переменная. В QBasic строковая переменная обозначается a$, b$ (в конце имени стоит знак доллара $). Содержимое хранится в переменной, до тех пор, пока оно не будет специально изменено.

Операция предачи новых данных в переменную называется присваиванием и обозначается в QBasic знаком «=», например, x=10.

Некоторые основные директивы QBasic
Директива REM или апостроф ‘ — обозначает комментарий к программе или команде. Вся строка (как правило, это поясняющий текст), что идёт после знака комментария, не исполняется. Этот знак используется при отладке программ.

Оператор CLS-оператор очистки экрана. С него часто начинаются программы, работающие в текстовом режиме.

Директива END означает конец программы. Применение этой команды в конце программы не является обязательным.

Все формулы в QBasic записываются в строку, при этом используются следующие математические знаки:

«+» и «-» — сложение и вычитание;

«*» и «/» — умножение и деление;

«^» — возведение в любую степень;

(x+3.14)/(a+b) — используются только круглые скобки и десятичная точка вместо запятой.

Пример: S=Vo*t+g*t^2/2

В QBasic применяются следующие встроенные функции:

SQR(X) — извлечение квадратного корня;

ABS(X) — модуль (абсолютная величина) числа;

SIN(X); COS(X); TAN(X) — тригонометрические функции синус, косинус и тангенс угла в радианах;

ATN(X) — арктангенс числа в радианах;

INT(X) — округление числа (дробная часть числа отбрасывается);

RND(X) — случайное число;

z = y MOD x — целый остаток от деления y на x.

LOG(X) — логарифмическая функция (натуральный логарифм по основанию e=2.71828);

EXP(X) — показательная (экспоненциальная) функция.

Операции ввода-вывода информации
Для вывода (печати) информации на экран применяется оператор PRINT. Пример:

PRINT X — вывод на экран значения числа X.

PRINT «Скорость тела равна: V=»; V; «м/с» — выводимый на экран текст указывается в кавычках. Вместо знака «;» можно ставить знак «,».

Просто оператор PRINT без текста и знаков даёт пустую строку на экране.

Если при работе в среде QBasic 4.5 вместо слова PRINT ставить знак вопроса «?», а затем нажать Enter, то слово PRINT само появится на экране. Это упрощает работу программиста.

Ввод данных с клавиатуры осуществляется с помощью оператора INPUT

Пример: INPUT X — ввод числа X. На экране появится знак «?» и компьютер ждёт ввода переменной Х (это приглашение ввести число).

INPUT «Введите число Х=»; X — можно вводить в кавычках подсказку, она будет выводиться на экран. После подсказки можно ставить знак «,» вместо знака «;», но тогда знака вопроса «?» на экране не будет, а вместо него в качестве приглашения будет мигать курсор.

Пример 1: Вычислить площадь треугольника по формуле Герона.

CLS

‘Определите площадь треугольника по формуле Герона.

INPUT «Введите величину стороны a: a=», a

INPUT «Введите величину стороны b: b=», b

INPUT «Введите величину стороны c: c=», c

p = (a + b + c) / 2

S = SQR(p * (p — a) * (p — b) * (p — c))

PRINT «Ответ: площадь треугольника равна: S=»; S

Пример 2 (с использованием строковых переменных). Напечатайте на экране введённые с клавиатуры фамилию, имя и класс ученика.

CLS

INPUT «Введите свою фамилию: «, f$

INPUT «Введите своё имя: «, i$

INPUT «Введите свой класс: «, k$

PRINT

PRINT f$; » «; i$; «, «; k$

END

Управляющие конструкции QBasic
1. Оператор безусловного перехода GOTO N, где N-метка. В качестве N можно взять любое число, не обязательно совпадающее с номером строки, так как в QBasic 4.5 строки можно не нумеровать. Но двух одинаковых меток в одной программе не должно быть. Исполнение программы будет продолжено с той её части, которая начинается с указанной метки.

Пример:

GOTO 10

10 PRINT «Текст»

2. Условный оператор IF. THEN. ELSE (Если. Тогда. Иначе):

IF THEN ELSE

Если заданное условие истинно, выполняется список операторов, стоящий после THEN, в противном случае выполняется список операторов, стоящий после ELSE.

Слово ELSE может и отсутствовать. Тогда происходит переход к строке, следующей за оператором IF. THEN.

Условия представляют собой логические соотношения: равенства или неравенства = равно, <> неравно, > больше, = больше или равно, GOTO N ELSE Число N — метка. Если условие выполняется, то происходит переход по метке N, а иначе выполняется список операторов, стоящих после ELSE. Слово ELSE может и отсутствовать. Тогда происходит переход к строке, следующей за оператором IF. GOTO.

Пример 3:

CLS

INPUT «Если хочешь каникулы, вводи 1. Если нет, любое число. n=», n

IF n = 1 THEN GOTO 10 ELSE GOTO 20

10 PRINT «Хочу каникулы!»: END

20 PRINT «Хочу учиться!»

3. Оператор цикла FOR. TO. NEXT. позволяет реализовать циклический алгоритм, когда часть программы может быть выполнена много раз подряд. FOR. TO. — начало цикла, NEXT. — конец цикла.

То, что стоит между началом и концом цикла, называется телом цикла. Иногда также применяются вложенные циклы, то есть циклы могут быть вложенными один в другой.

FOR X=A TO B STEP H

NEXT X

Здесь X — переменная, A — начальное значение переменной, B — конечное значение переменной, H — шаг, с которым меняется переменная. Если шаг STEP H отсутствует, то по умолчанию шаг H=1. При этом переменная X называется счётчиком цикла. Повторение участка программы с шагом H происходит до тех пор, пока X B.

Пример 1: Напечатать на экране текст 20 раз.

CLS

FOR X=1 TO 20

PRINT «С Новым Годом!»

NEXT X

Пример 2: Вычислить сумму n первых членов ряда S=1+1/4+1/9+. +1/n^2

CLS

INPUT «Введите число членов ряда: n=», n

FOR i = 1 TO n

S = S + 1 / i ^ 2

NEXT i

PRINT «Сумма n первых членов ряда равна: S=», S

Пример 3: Нарисуйте 15 разноцветных концентрических окружностей.

SCREEN 7

FOR i = 1 TO 15

CIRCLE (160, 100), i * 6, i

NEXT i

Пример 4: Разлинуйте экран в клеточку.

SCREEN 7

FOR i = 1 TO 32

LINE (0, 10 * i)-(320, 10 * i), 15

LINE (10 * i, 0)-(10 * i, 200), 15

NEXT i

Примеры 5,6 : Одновременное использование циклического и условного операторов. Вычисление функций, имеющих ограничения в области определения.

Примечание: Оператор IF. THEN. ELSE в QBasic должен быть записан в одну строку!

Пример 5.

CLS

REM Вычислить функцию y=1/(x^2-5*x-6)

FOR x = -10 TO 10

IF x ^ 2 — 5 * x — 6 = 0 THEN PRINT «При x=-1, x=6 функция не определена!»

ELSE y = 1 / (x ^ 2 — 5 * x — 6)

PRINT «x=»; x, » y=»; y

NEXT x

Пример 6.

CLS

REM Вычислить функцию y=1/SQR(x^2-3*x+2)

FOR x = -5 TO 5

IF x >= 1 AND x 1-эллипс вытянут вдоль малой оси.

Пример: CIRCLE (160, 100), 70, 15, , , 0.5

Пример графики на QBasic: Квадрат, три концентрические окружности и точка. Программа имеет вид:

SCREEN 7

COLOR 14, 8

PRINT «Пример графики на QBasic:»

LINE (100, 50)-(220, 150), 13, B

CIRCLE (160, 100), 20, 11

CIRCLE (160, 100), 30, 12

CIRCLE (160, 100), 40, 14

PSET (160, 100), 15

END

Установка цветов в операторе COLOR QBasic:
Число Цвет

0 Черный

1 Синий

2 Зеленый

3 Голубой

4 Красный

5 Фиолетовый

6 Коричневый

7 Серый

8 Темно-серый

9 Светло-синий

10 Светло-зеленый

11 Светло-голубой

12 Светло-красный

13 Светло-фиолетовый

14 Желтый

15 Белый

Некоторые сочетания цветов в операторе COLOR QBasic:
1) 14, 8 — желтый на темно-сером фоне;

2) 1, 7 — синий на светло-сером фоне;

3) 5, 14 — фиолетовый на желтом фоне;

4) 4, 11 — красный на голубом фоне;

5) 5, 10 — фиолетовый на светло-зеленом фоне;

6) 15, 5 — белый на фиолетовом фоне;

7) 14, 1 — желтый на синем фоне;

8) 15, 1 — белый на синем фоне;

9) 8, 11 — темно-серый на голубом фоне;

10) 1, 15 — синий на белом фоне

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector