Vvmebel.com

Новости с мира ПК
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Программирование на си учебник

Книги по языку Си для начинающих и не только

  • Книги, 21 марта 2017 в 21:09
  • Иван Бирюков

Язык Си — это очень мощный язык программирования, и к тому же один из самых популярных. Он очень гибок и не накладывает на программиста никаких ограничений, но именно это и может стать проблемой при изучении. Поэтому мы подобрали для вас несколько книг, которые помогут разобраться с основами языка, не отстрелив себе пару конечностей 😉

The C Book

Книга «The C Book» предназначена для тех, кто уже имеет опыт программирования на высокоуровневых языках. Она посвящена моментам, характерным именно для Си.

  • Введение в Си.
  • Переменные и арифметика.
  • Логические выражения и условные операторы.
  • Функции.
  • Массивы и указатели.
  • Структуры данных.
  • Препроцессор.
  • Особенности Си.
  • Библиотеки.
  • Примеры программ.

Программирование на С для начинающих

«Программирование на С для начинающих» — учебник для максимально быстрого освоения языка, содержащий в себе много практического материала. Изложение четкое и простое, вы узнаете, как организовать программу, хранить и отображать данные, работать с переменными, операторами, вводом/выводом, указателями, массивами, функциями и многими другими вещами.

Пособие содержит всё самое важное, что вам нужно знать для программирования на C:

  • Структура программы.
  • Логические операторы и выражения.
  • Переменные.
  • Циклы.
  • Встроенные функции.
  • Массивы и указатели.
  • Тестирование программ.

C Elements of Style

«C Elements of Style» — это полезное руководство, описывающее основы хорошего стиля программирования. Оно научит вас писать код, который будет легко читать, понимать и поддерживать.

В книге вы найдёте советы по написанию комментариев, именованию переменных, форматированию, организации каталогов, созданию сборочных файлов и другим темам.

Изучаем программирование на C

Книга из серии Head First, которая использует те же подходы, что и другие книги цикла. Материал подается в достаточно игровой форме и с использованием огромного количества иллюстраций. В книге рассматриваются:

  • основы языка Си;
  • динамическое управление памятью;
  • указатели и арифметические операции с ними;
  • многопоточность;
  • сетевое программирование.

Если вы не можете осилить классические учебники по Си, то не отчаивайтесь и попробуйте эту книгу. Она подойдет даже для новичков, не изучавших никогда программирование вообще.

Программирование на C для начинающих

Еще один хороший учебник по Си. Рассчитан на читателей, никогда не писавших кода и стремящихся начать свое знакомство с программированием именно с Си. Написан доступным языком. Из-за нацеленности на новичков книга охватывает не все аспекты языка. Из минусов можно выделить опечатки в тексте и программном коде. Но для настоящих кодеров такое никогда не было проблемой!

Build Your Own Lisp

Изучайте язык Си и одновременно пишите свой язык программирования — минималистскую версию Lisp — меньше чем за 1000 строк кода.

Эта книга предназначена для тех, кто хочет изучить Си и / или написать свой язык программирования. Однако вам явно потребуется какой-то опыт написания кода, поэтому в качестве первой книги мы её не рекомендуем.

The GNU C Reference Manual

«The GNU C Reference Manual» — это шпаргалка по языку Си стандартов C89 ANSI, C99 ISO и расширениям GNU. Она точно не нужна начинающим программистам.

  • Лексические элементы.
  • Типы данных.
  • Выражения и операции.
  • Операторы.
  • Функции.
  • Структура программы и области видимости.
  • Пример программы.

The GNU C Programming Tutorial

Руководство «The GNU C Programming Tutorial» понятным образом объясняет читателю основы языка. Оно подробно описывает все основные элементы Си и рассказывает, как писать на нём программы, делая акцент на компиляторе GNU/Linux.

Рассматриваются такие темы, как функции, переменные и их объявление, области видимости, операторы, указатели, циклы, массивы, строки, а также многие другие.

Essential C

Эта книга — небольшая методичка, составленная в Стэнфорде. Она вкратце описывает все основы языка Си. Из-за сжатых объяснений рекомендуется, чтобы у читателя уже был опыт программирования.

Затрагиваются такие темы: переменные, операторы, циклы, функции, ссылки, указатели, структуры, препроцессор и стандартная библиотека.

  • Вступление.
  • Базовые типы и операторы.
  • Условные операторы.
  • Сложные типы данных.
  • Функции.
  • Препроцессор.
  • Массивы и указатели.
  • Стандартная библиотека.

Beej’s Guide to C Programming

Книга «Beej’s Guide to C Programming» пытается вывести читателя из состояния полного непонимания Си и дать ему понять, что Си — это лучший язык программирования.

  • Основы программирования.
  • Переменные, выражения и операторы.
  • Возвращение к основам.
  • Функции.
  • Переменные, часть 2.
  • Указатели.
  • Структуры.
  • Массивы.
  • Строки.
  • Динамическая память.
  • Продвинутые фичи.
  • Стандартная библиотека ввода / вывода.
  • Управление строками.
  • Математика.

Modern C

«Modern C» стремится мотивировать читателя повысить свой уровень знания языка. Книга разделена на 5 уровней:

  • Первый уровень предоставляет читателю базовые знания о программах Си, их целях и структуре.
  • Второй уровень описывает основные принципы и фичи, такие как условные операторы, типы данных и функции.
  • Третий уровень ведёт к сердцу Си. Он рассказывает об указателях, модели памяти языка и его стандартной библиотекеe.
  • Четвёртый уровень затрагивает такие продвинутые темы, как производительность, атомарность, потоки, и другие.
  • Пятый уровень — в нём автор описывает своё видение развития языка.

An Introduction to GCC

Руководство «An Introduction to GCC» рассказывает о C и C++ компиляторах GNU, gcc and g++, являющихся частью GNU Compiler Collection (GCC).

  • Вступление.
  • Компиляция Си-программы.
  • Опции компиляции.
  • Использование препроцессора.
  • Компиляция для отладки.
  • Компиляция с оптимизацией.
  • Компиляция CPP-программы.
  • Платформо-специфические опции.
  • Решение проблем.
  • Инструменты.
  • Принципы работы компилятора.
  • Изучение скомпилированных файлов.
  • Типичные ошибки.
  • Дополнительные материалы.

Вот ещё несколько бесплатных книг по языку Си:

И, разумеется, не стоит забывать про каноничную книгу Кернигана и Ритчи: The C Programming Language. Сложная, не для начинающих, но по праву признана шедевром.

C / C++

Русский

Параллельное программирование на С++ в действии. Практика разработки многопоточных программ. Энтони Уильямс

В наши дни компьютеры с несколькими многоядерными процессорами стали нормой. .

    Программирование на С для начинающих. М. МакГрат

    С — это компактный компьютерный язык программирования общего назначения, созданный .

    Алгоритмы и программы. Язык С++. Е. Конова, Г. Поллак

    При изложении материала авторы используют методику обучения от алгоритмов к .

    Expert C Programming: Deep Secrets. P. Linden

    C programming is a craft that takes years to perfect. .

    Программирование на С для начинающих. 3-е изд. Грег Перри, Дин Миллер

    Простое и понятное руководство по программированию на С поможет быстро .

    Программирование: учебное пособие. Л.А. Надейкина

    В Учебном пособии рассматривается на базе языка С++ одна из .

    Введение в язык Си++. А.В.Столяров

    Краткое (объём четвёртого издания — 136 страниц) введение в язык .

    Объектно-ориентированное программирование в С++. Р. Лафоре

    Основная задача этой книги — научить вас создавать программы на .

    Введение в C++. 4-ое издание. А. В. Столяров

    Краткое введение в язык Си++. Содержание построено по принципу плавного .

    Объектно-ориентированное программирование на C++. Пол Айра

    Если вы хотите писать качественные приложения, с хорошей архитектурой и .

    Язык программирования С. Брайан Керниган, Деннис Ритчи

    Книга по программированию от авторов языка C.
    В своё .

    Метапрограммирование шаблонов C++ в задачах математической физики. М.М. Краснов

    Рассматривается применение метапрограммирования шаблонов языка C++ для упрощения записи алгоритмов .

    English

    The C programming language. 2 ed. B. W. Kernighan, D. M. Ritchie

    The computing world has undergone a revolution since the publication .

    Test Driven Development for Embedded C. J. W. Grenning

    I was first exposed to Test-Driven Development at the first .

    C Programming in Linux. David Haskins

    So where do we start? A sensible place is “at .

    Structured Programming with C++. Kjell Bäckman

    The purpose of the course Structured Programming with C/C++ is .

    Understanding and Using C Pointers. R. M. Reese

    Numerous books have been written about C. They usually offer .

    Programming in C. S. G. Kochan

    The C programming langguage was pioneered by Dennis Ritchie at .

    API Design for C++. Martin Reddy

    API Design for C++ provides a comprehensive discussion of Application .

    The C++ Standard Library. Nicolai M. Josuttis

    The Best-Selling C++ Resource Now Updated for C++11
    The .

    C++ Templates. David Vandevoorde, Nicolai M. Josuttis, Douglas Gregor

    Templates are among the most powerful features of C++, but .

    Effective Modern C++. Scott Meyers

    Topics include:
    The pros and cons of braced initialization, .

    Objective-C for Absolute Beginners. Gary Bennett, Brad Lees, Mitchell Fisher

    Learn Objective-C and its latest release, and learn how to .

    Optimized C++. Kurt Guntheroth

    This book is here to help you get your job .

    Язык программирования Си

    практический курс

    Что это такое?

    В свое время (1991-1992 года), выбрав язык Си в качестве основного языка программирования для математических классов, автор столкнулся с проблемой отсутствия нормальных учебников, которые можно было бы рекомендовать школьникам. Это вынудило его написать свой конспект лекций, который можно было бы назвать «Практический курс программирования на Си» — в него вошли те сведения, которые действительно требовались автору на практике. Многолетний опыт преподавания показал, что конспект действительно востребован и широко используется как школьниками, так и выпускниками.

    В качестве среды разработки используется бесплатно распространяемая оболочка Dev-C++ с открытым исходным кодом, включающая компилятор GCC.

    Автор будет благодарен за отзывы и конструктивную критику по поводу содержания и оформления этих материалов. Если вы заметили ошибку или у вас есть предложения, замечания, жалобы, просьбы и заявления, пишите.

    Лицензионное соглашение

    Все опубликованные ниже материалы могут быть свободно использованы в некоммерческих целях при условии сохранения авторства.

    Скачивание материалов означает, что вы приняли условия этого лицензионного соглашения.

    Скачать

    Конспект распространяется свободно в формате PDF. Для просмотра требуется бесплатный просмотрщик Acrobat Reader. Конспект курса условно разбит на 4 части:

    1. Введение в программирование на языке Си (860 Кб)29.03.2014
      Изучение основных конструкций языка и приемов написания программ.
    2. Xранение и обработка данных (792 Кб)21.11.2013
      Язык Си: массивы, матрицы, структуры, символьные строки, структуры, рекурсия.
    3. Разработка программ на языке Си (937 Кб)01.03.2014
      Приемы проектирования программ, структурное программирование, целочисленные алгоритмы, численные методы, моделирование.
    4. Динамические структуры данных в языке Си (666 Кб)11.06.2009
      Списки, стеки, деревья, графы.

    Презентации

    Для преподавателей и учащихся могут быть полезны презентации, построенные на основе этого конспекта. Их можно скачать на странице Презентации.

    Методика

    В программе предусмотрено изучение языка Си в 7-11 классах:

    Часть I представляет собой расширенный конспект курса 7 класса. Введение в язык Си строится на базе алгоритмической подготовки, которую дети получили в 6 классе, работая с исполнителями.

    Основная задача — познакомить учащихся с основными конструкциями языка Си: циклами, условными операторами, процедурами. Весьма успешно проходит изучение разделов, связанных с графикой, анимацией.

    Для работы с графикой через браузер можно использовать онлайн-сервис Антона Деникина.

    Программа включает следующие разделы (в скобках указана часть конспекта): Массивы (II), Работа с файлами (II), Символьные строки (II), Вращение объектов (III), Моделирование (III). Особое внимание уделяется изучению алгоритмов работы с массивами, в том числе поиска, сортировки и т.п. Дается понятие об эффективности вычислительных методов.

    Основное внимание уделяется изучению методов разработки программ на языке Си. Учащиеся выполняют индивидуальное задание, в ходе которого учатся строить графики на экране, знакомятся с преобразованиями систем координат, изучают методы решения уравнений, знакомятся с численными методами, учатся правильно оформлять программы (разделы 1-2 части III). Одно из заданий посвящено использованию метода Монте-Карло для вычисления площади сложной фигуры. Из новых разделов изучаются также Матрицы (II), Массивы символьных строк (II). Вводится понятие указателей и изучаются простейшие операции с ними.

    Изучения языка Си выходит на более серьезный уровень. Основные темы — Управление памятью (II), Рекурсия (II), Структуры (II). Предусмотрено изучение языка Паскаль в качестве второго языка программирования. С этого момента алгоритмы на теоретических занятиях записываются поочередно на двух языках.

    Изучаются не столько особенности языков, сколько алгоритмы. Основные разделы — Численные методы (III), Моделирование (III), Динамические структуры данных (IV).

    Читать онлайн «Язык Си — руководство для начинающих» автора УЭИТ M. — RuLit — Страница 1

    Предисловие редактора перевода

    Созданием языков программирования занимаются в большинстве случаев очень квалифицированные люди, часто группы программистов, а иногда даже международные коллективы. Однако подавляющее большинство языков программирования умирало, едва родившись. Лишь к немногим из них был проявлен интерес, и буквально единицы получили действительно широкое распространение. К таким «счастливым» языкам принадлежит язык Си, разработанный Д. Ритчи. Он появился не на пустом месте. Ему предшествовали и оказали на него серьезное влияние язык BCPL, разработанный М. Ричардсоном, и язык Би (В), созданный К. Томпсоном.

    Си — это достаточно выразительный язык программирования, предназначенный для описания широкого круга задач и содержащий современные механизмы управления вычислительным процессом и работы с данными. В то же время язык Си очень прост: в него введены некоторые средства, характерные скорее для ассембле-ров, чем для языков высокого уровня. Простота языка не требует создания слишком сложных компиляторов и позволяет получать достаточно эффективный объектный код. Эти свойства языка особенно важны при написании операционных систем, но они могут оказаться очень полезными и при разработке прикладных программ.

    Наибольшую популярность язык приобрел у системных программистов. Видимо, этому способствовали как сам факт успешного написания на языке Си переносимой операционной системы UNIX, получившей широкое распространение, так и элегантность и лаконичность языка. Чрезвычайно привлекательными для системных программистов оказались возможность использовать память раз-яичных типов в том числе регистровую, введение указателей, являющихся аналогами косвенных адресов, а также возможность работы со сложными структурами данных, применение препроцессора и Удобство работы с символьными строками.

    Прикладные программы пишутся обычно на традиционных языках высокого уровня, например на Фортране. Однако в тех случаях, когда некоторые части таких программ оказываются особенно критичными в отношении времени, их можно писать не на ассемблере, как обычно, а на языке Си. Такой подход сократит время разработки прикладных программ, обеспечит их достаточную эффективность, а во многих случаях и переносимость, т. е. использование одной программы на ЭВМ различных типов.

    Предлагаемая читателю книга — учебник по языку Си. Книга написана известными американскими специалистами М. Уэйтом, С. Пратой и Д. Мартином с большим педагогическим и методическим мастерством: излагаемый материал проиллюстрирован многочисленными примерами и задачами. Это обеспечивает легкость понимания и усвоения предмета. Поскольку трансляторы с языка Си появились сейчас на отечественных машинах, книга может представлять интерес не только для широкого круга читателей, впервые знакомящихся с языком Си, но и для системных программистов, инженеров и научных работников.

    Перевод выполнили В. С. Явнилович (предисловие, гл. 1–9) и Л. Н. Горинович (гл. 10–15 и приложения).

    Э. А. Трахтенгерц

    Си — простой, изящный язык программирования, на котором останавливает свой выбор все большее число программистов. Эта книга (если вы не посмотрели на титульный лист) называется «Язык Си. Руководство для начинающих»; она представляет собой простой и хороший учебник по языку Си.

    Слова «Руководство для начинающих», стоящие в подзаголовке книги, говорят о том, что нашей целью было дать обзор основ языка Си. В программировании опыт — великий учитель; с этой целью в книге приведено много задач учебного и познавательного характера. Мы пытались использовать рисунки всюду, где, как мы надеялись, они помогут внести ясность. Чтобы вы имели возможность проверить себя, в конце каждой главы приводятся вопросы для самоконтроля (и ответы на них). Мы не предполагаем у вас большого опыта работы на каком-нибудь языке программирования, однако иногда будем сравнивать язык Си с другими языками, ориентируясь на тех читателей, которые знают их.

    Мы несколько расширили границы обычного учебника: обсудили ряд более сложных тем, таких, как использование структур, приведение типов, работу с файлами; в приложении мы рассмотрели возможности побитовой обработки на языке Си, а также некоторые расширения языка. Мы описали программную среду компилятора с языка Си, функционирующего как с операционной системой UNIX, так и с программным обеспечением микрокомпьютеров: например, обсудили вопрос переключения ввода-вывода и продемонстрировали использование портов в микропроцессорах INTEL 8086/8088. И наконец, мы включили шутливые рисунки как одно из довольно приятных дополнений.

    Мы попытались сделать эту книгу поучительной, понятной и полезной. Чтобы получить максимальную пользу от книги, вы должны работать с ней самым активным образом. Не занимайтесь просто чтением примеров. Вводите их в вашу вычислительную систему и пытайтесь выполнить. Хотя Си и переносимый (или мобильный) язык, вполне возможно, вы найдете различия между тем, как программа работает в вашей системе и у нас. Не бойтесь экспериментировать — измените часть программы, чтобы увидеть, к чему это приведет. Модифицируйте ваши программы, чтобы они слегка отличались от исходных. Попробуйте не обращать внимания на наши иногда встречающиеся предупреждения и посмотрите, что при этом произойдет. Попытайтесь ответить на вопросы и выполнить упражнения. Чем больше вы сделаете самостоятельно, тем большему научитесь.

    Мы желаем вам удачи при изучении языка Си. Мы попытались сделать книгу отвечающей вашим потребностям и надеемся, что она поможет вам достичь поставленных целей.

    Мы благодарим Роберта Лафора из издательства Waite Group за редакторские советы и Боба Петерсена за техническую помощь. Мы приносим благодарность также компании Lifeboat Associates (в особенности Джошуа Аллену и Тодду Кацу) за возможность использовать компилятор Lattice С. Мы благодарим специалистов компаний C-Systems, Software Toolworks, Telecon Systems и Supersoft за предоставленную нам информацию о своих компиляторах с языка Си. Один из авторов, С. Прата, посвящает свой труд родителям — Вики и Биллу — с любовью.

    М. Уэйт, С. Прата, Д. Мартин

    ИСТОРИЯ СИ ДОСТОИНСТВА СИ

    ЯЗЫКИ КОМПИЛЯЦИИ

    Добро пожаловать в мир языка Си. В данной главе мы попробуем подготовить вас к изучению этого мощного языка, завоевывающего все большую популярность. Что вам для этого нужно? Во-первых, интерес к Си, который, по-видимому, у вас уже есть. Но, чтобы усилить его, мы кратко обрисуем некоторые привлекательные стороны данного языка. Во-вторых, вы нуждаетесь в учебнике по языку Си — и учебником послужит вам эта книга. Кроме того, вам нужен доступ к какой-нибудь вычислительной системе, в которой имеется компилятор с языка Си. Это вы должны обеспечить себе сами. Наконец, вам необходимо научиться выполнять Си-программу на вашей вычислительной системе, и мы в конце главы дадим вам несколько советов по этому поводу.

    ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА СИ

    Сотрудник фирмы Bell Labs Деннис Ритчи создал язык Си в 1972 г. во время совместной работы с Кеном Томпсоном над операционной системой UNIX. Ритчи не выдумал Си просто из головы — прообразом послужил язык Би, разработанный Томпсоном, который в свою очередь…, но это уже другая история. Важным моментом для нас является то, что язык Си был разработан как инструмент для программистов-практиков. В соответствии с этим главной целью его автора было создание удобного и полезного языка.

    Мы думаем, что критерий полезности принимался во внимание ПРИ разработке большинства языков программирования, но, кроме того, часто учитывались и другие потребности. Одной из главных Целей при создании языка Паскаль, например, было построение ПРОЧНЫХ основ обучения принципам программирования. Язык Бейсик создавался так, чтобы его синтаксис был близок к синтаксису английского языка; поэтому им легко могли пользоваться студенты, не знакомые с ЭВМ. Все эти цели тоже важны, но они не всегда совместимы с прагматическими, каждодневными требованиями. Предпосылки, послужившие основой создания языка Си как средства программирования, позволили разработать, кроме того, язык, облегчающий труд программиста.

    Записная книжка программиста-новичка, C#, SQL, PHP и все-все-все

    Я ведь это уже делал, но хрен теперь найдешь тот кусок кода, гуглим снова… Где бы найти простое и понятное руководство для начинающего, а не тонкости для мега-гуру?

    Навигация по записям

    Самоучитель по C# для начинающих. 01. Основы языка, переменные, логика, циклы.

    1.1 Начальные понятия

    Данный самоучитель рассчитан на людей, совершенно не знакомых с программированием, но способных скачать, установить и запустить программу — в данном случае Visual Studio 2010 (2008,2012). В первой части я кратко расскажу о основах языка C#. Формат самоучителя подразумевает краткое и упрощенное изложение — за подробностями касательно отдельных функций и классов обращайтесь в гугл и msdn, за продвинутыми методиками программирования в продвинутые книги. В принципе почти всю информацию можно найти в интернете, надо лишь знать что искать, так что в отличие от классических книг на несколько сотен страниц я буду давать ту основу, зная которую вы уже сможете сформулировать поисковый запрос — ни в одном разделе я сознательно не даю полной и исчерпывающей информации, ее место в документации. Крайне желательно знать английский язык хотя бы на уровне чтения со словарем — в англоязычном интернете информации на порядок больше, невероятно полезные сайты вроде StackOverflow не имеют русских аналогов, а русскоязычные форумы и обсуждения чаще всего напоминают знаменитый анекдот (под американским форумом можно смело понимать англоязычный с немцами, индусами и бразильцами):

    Чем отличаются русский, американский и еврейский форумы?
    — на американском форуме вы задаете вопрос и вам дают ответ
    — на еврейском форуме вы задаете вопрос и вам задают встречный вопрос
    — на русском форуме вы задаете вопрос и вам долго объясняют почему вы такой мудак.

    Современные языки программирования вообще и C# в частности скрывают многие низкоуровневые особенности работы компьютеров, так что детально разбираться в особенностях работы регистров процессора и тому подобной зауми новичку не надо (99% программистов тоже). Но некоторые вещи стоит держать в уме.

    Что такое язык программирования? Это язык, который понимает компьютер. (ваш Капитан Очевидность) Но на самом деле компьютер понимает только нули и единицы. Так что любой современный язык программирования на самом деле промежуточен — после того как вы напишете программу, он переводится на настоящий язык компьютера — компилируется. Таким образом сначала мы пишем программу на языке программирования в обычном текстовом файле, потом компиллируем в двоичный язык компьютера.

    С# в этом плане еще сложней — сначала ваша программа на C# переводится в специальный промежуточный язык — байт-код, после чего уже этот промежуточный язык переводится в двоичный код. Промежуточный язык рассчитан на специальный набор промежуточных программ, которые надо установить на компьютер перед запуском программы на C# — .Net Framework.

    Схема работы .Net и C#

    Таким образом мы:

    1. Пишем код на языке C# в обычный текстовый файл

    2. Компилируем программу в байт-код с помощью компилятора C# (1 и 2 можно делать без Visual Studio, например набрать исходный текст в Блокноте и скомпилировать через командную строку)

    3. Запускаем полученную программу на компьютере, где уже установлен .Net Framework соответствующей версии), который переводит программу в двоичный код и собственно запускает, давая доступ к компьютеру. (соответственно на компьютере без Net Framework программа не запустится вообще).

    1.2 Привет мир

    Перейдем к практике, для создания самой простой программы мы запустим Visual Studio и выполним следующее:

    1. Пойдем в меню File-New Project (Файл — Новый проект) или сразу кликнем на Create New Project

    2. Выберем шаблон Console Application (Консольное приложение)

    3. Выберем каталог на диске, где будет расположен наш проект

    4. Добавим две строчки в текст программы, чтобы он выглядел вот так

    4. Нажмем F5 (можно выбрать в меню Debug — Start Debugging ) и увидим черное окошко с нашим Привет мир, которое закроется после нажатия Enter.

    Что это и зачем оно надо? В теории это программа без кнопок и меню, которой можно управлять через командную строку. В наше время такие программы используются редко, в основном очень продвинутыми сисадминами или в мире Linux (что в принципе одно и то же), но знать об их существовании полезно — программисту может довестись с такой работать или даже писать. Нам она нужна по одной-единственной причине — такая программа меньше всего будет отвлекать от изучения универсальных особенностей языка C#.

    В самом простом случае (это про нас) компьютер последовательно выполняет команды программиста — одну за другой:

    System.Console.WriteLine(«Привет мир!»); — выводит в консоль (то самое черное окно) строку «Привет мир»»

    System.Console.ReadLine(); — читает строку, которую мы вводим (ввод завершается нажатием Enter) и переходит к следующей команде.

    Так как следующей команды нет, программа завершает работу и закрывает окно.

    1.3 Простые переменные

    Обычно программы используются для хранения и обработки какой-то информации. Например списока покупателей магазина, сотрудников фирмы или героев и монстров в компьютерной игре. При работе программы все ее данные хранятся в переменных. Переменные и сама программа хранятся в оперативной памяти.

    Переменную можно рассматривать как ящик или сумку для данных. Однажды сделав такой ящик мы можем класть в него разные вещи. Само собой на нижнем уровне абсолютно все данные хранятся в виде нулей и единиц, но языки высокого уровня скрывают от нас ненужные сложности. Под каждый тип данных — строку, число, картинку — нужен ящик соответствующего типа, вы ведь не будете складывать деньги, спички, бензин и котят в одну и ту же коробку. Так что у каждой переменной есть тип, который надо указать при ее создании. Тип одновременно описывает и размер переменной — сколько данных в нее можно сложить.

    Есть языки программирования, в которых переменные не делятся на типы. Что происходит с котятами в таком случае вы узнаете чуть позже, в разделе про обработку ошибок.

    — int, целое число от -2,147,483,648 до 2,147,483,647
    — string, строка
    — double, число с дробной частью и переменным количеством знаков после запятой, например 1.38 принимает значения от -1,79769313486232 в 308 степени до 1,79769313486232 в 308 степени. Проще говоря очень большие.
    — decimal, число с дробной частью и повышенной точностью рассчетов, специально для финансовых операций — в миллионных и более мелких долях float могут накапливаться мелкие ошибки, банки это не любят
    — bool — специальный тип для передачи данных об истинности или ложности, принимает только два значения — true или false. В старых языках вместо него использовали int с значениями 1 и 0, но это было менее наглядно и приводило к ошибкам.

    Как уже говорилось выше очень часто программы обрабатывают данные о людях. Попробуем это сделать и мы.

    Не забудьте запустить по F5 и посмотреть результаты.

    Здесь мы объявляем две переменные-строки, оставляем их пока пустыми, объявляем набор переменных с данными о людях, склеиваем из них одну большую строку и заносим в первую переменную-строку, заносим в тот же самый набор переменных другие данные, склеиваем все вместе и заносим в другую строку и только после этого выводим две финальные строки на экран.

    Стоит обратить внимание на склеивание нескольких строк в одну с помощью +. Больше информации можно найти здесь, подробное описание всевозможных издевательств над строками — здесь.

    1.4 Арифметические операции

    Компьютеры почти всегда что-то считают. Собственно само слово computer означает вычислитель. В этой области даже самый слабенький процессор намного превосходит человеческий мозг.

    Почему произошло столь странное недоразумение с дробным числом во второй раз? Все дело в том, что внутри одной строки мы выполнили сразу несколько операций. А в каком порядке они выполняются? В порядке приоритета. И у оператора присваивания =, который записывает данные в переменную, этот приоритет один из самых низких

    Сначала выполнилось деление двух целочисленных переменных a и b и только после этого целый результат деления записался в дробную переменную doubleResult.

    Небольшое отступление:
    В дальнейших примерах кода подразумевается, что вы самостоятельно вставите их внутрь

    1.5 Управление и логика

    На данный момент наша программа не отличается умом — Скайнет из нее не получится, уничтожение человечеству не грозит. Мы просто выполняем команды по очереди, одну за другой, а хотелось бы принимать решения в зависимости от внешних условий — например «если есть возможность, уничтожить всех людей, иначе работать над созданием такой возможности». Делается это с с помощью специальной конструкции если-иначе, или, на родном для C# английском if-else и специальных операторов сравнения:

    • — величина слева больше
    • = — меньше либо равно и больше либо равно
    • == — просто равно, обратите внимание, что равенство очень похоже на оператор присваивания, который записывает значение в переменную = — не путайте их, равенство — это двойное «равно»
    • != — не равно
    • и другие

    Компьютерная логика проста — высказывание или результат сравнения может быть либо истиной либо ложью, либо true либо flase, либо уничтожать человечество либо нет. Третьего компьютеру не дано. Для хранения таких данных существует специальный тип данных — логический — bool — который может принимать только два значения (догадываетесь какие?). Если вы хотите чего-то посложней и похардкорней — то все вместе это булева алгебра, изучайте и просвещайтесь.

    Нам важно понять, что любая операция сравнения, на пример 2

    Читать еще:  Типы значений в программировании
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector