Vvmebel.com

Новости с мира ПК
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Когда был разработан язык программирования бейсик

QBASICBOOK.ru: сайт про QB64

Бейсик как язык программирования и его история

Русское название: Бейсик

Дата создания: 1963

Создан под влиянием: ALGOL, FORTRAN

Повлиял на: ПРОФТ

Парадигма: императивная, на уровне значений, скалярная

Типизация: бестиповая

Принятые расширения файлов: .bas, .vb, .vbs

Диалекты: Applesoft BASIC, Commodore BASIC, GW-BASIC, MSX BASIC, Microsoft BASIC, Turbo BASIC, Visual Basic

Реализации и версии: 1771-DB BASIC, AMOS BASIC, AMOS Professional, Easy AMOS, AT&T BASIC, Altair BASIC, AmigaBASIC, Applesoft BASIC Interpreter in Javascript, Applesoft Lite, Atari Microsoft BASIC I/II, BASIC A+, BASIC-11, BASIC-256, BASICA, Bywater BASIC, bwBASIC 2.50, Cassette BASIC, Color BASIC, Commodore BASIC, DOS33, Dartmouth BASIC, EXIL, FreeBASIC, GW-BASIC, Galaksija BASIC, Great Cow BASIC, MBASIC, MSX BASIC, Microsoft Visual Basic, Mono VB.NET, vbnc 2.4.2, NBASIC, PureBasic, QBasic, QuickBASIC, STOS Basic, SmallBASIC, VB.NET, VB.NET 9 (2008), VBScript, Visual Basic for Applications, WordBasic, hbasic

Бейсик (BASIC – сокращение от англ. Beginner’s All-purpose Symbolic Instruction Code – универсальный код символических инструкций для начинающих; англ. basic – основной, базовый) – семейство высокоуровневых языков программирования.

Бейсик был придуман в 1963 году преподавателями Дартмутского Колледжа Джоном Кемени и Томасом Куртцом и реализован командой студентов колледжа под их руководством. Со временем, когда стали появляться другие диалекты, этот «изначальный» диалект стали называть Dartmouth BASIC.

Бейсик был спроектирован так, чтобы студенты без специального математического образования могли писать программы. Он создавался как решение проблем, связанных со сложностью более старых языков, и предназначался для более «простых» пользователей, заинтересованных не столько в скорости своих программ, сколько просто в возможности использовать компьютер для решения своих задач. Для популяризации языка первый компилятор распространялся бесплатно.

При проектировании языка были сформулированы восемь требований к нему:

  • Простота в использовании для начинающих;
  • Общность назначения (отсутствие специализации);
  • Возможность расширения функциональности средствами, доступными программистам;
  • Интерактивность;
  • Четкие и понятные сообщения об ошибках;
  • Высокая скорость работы на небольших программах;
  • Отсутствие необходимости понимания работы аппаратного обеспечения для написания программ;
  • Эффективное посредничество между пользователем и операционной системой.

Язык был основан частично на Фортран II и частично на Алгол-60, с добавлениями, делающими его удобным для работы в режиме разделения времени, обработки текста и матричной арифметики. Первоначально Бейсик был реализован на GE-265 с поддержкой множества терминалов. Вопреки распространённому убеждению, в момент своего появления это был компилируемый язык.

Всеобщую же популярность язык приобрел в середине 70-х годов после его появления на микрокомпьютерах. Многие языки программирования были слишком громоздкими, чтобы умещаться в небольшой памяти. Для машин с таким медленным носителем, как бумажная лента, аудиокассета и без подходящего текстового редактора такой небольшой язык, как Бейсик, был отличной находкой.

В 1975 году компания Microsoft выпустила Altair BASIC. После этого был выпущен ряд операционных систем, использующих Basic в качестве основного языка. Для операционной системы CP/M был создан диалект BASIC-80, надолго определивший развитие языка.

В этот период было создано множество новых компиляторов и интерпретаторов Бейсика. Майкрософт продавала несколько версий BASIC для MS-DOS/PC-DOS, включая BASICA, GW-BASIC и QuickBASIC (QBASIC). Компания Borland в 1985 выпустила Turbo BASIC 1.0 (более поздние его версии впоследствии продавались другой компанией под именем PowerBASIC). На домашних компьютерах появились различные расширения Бейсика, обычно включающие средства для работы с графикой, звуком, выполнением DOS-команд, а также средства структурного программирования. Некоторые другие языки использовали хорошо известный синтаксис Бейсика в качестве основы, на которой строилась совершенно иная система (например, GRASS).

Начиная с конца 80-х, новые компьютеры стали намного более сложными и предоставляли возможности (такие как графический интерфейс пользователя), которые делали Бейсик уже не столь удобным для программирования. Бейсик начал сдавать свои позиции, несмотря на то, что огромное количество его версий ещё использовалось и продавалось.

Вторую жизнь Бейсик получил с появлением в 1991 году Visual Basic от Microsoft. Этот язык напоминал оригинальный только синтаксисом, но был значительно более современным. Visual Basic и его варианты стали одним из наиболее часто используемых языков на платформе Windows. Позже был создан вариант под названием WordBasic, используемый в MS Word до появления Word 97. Visual Basic for Applications (VBA) был встроен в Excel 5.0 в 1993 году, затем в Access 95 в 1995-ом, а после и во все остальные инструменты, входящие в пакет Office — в 1997-ом. Internet Explorer 3.0 и выше, а также поставки Windows включали интерпретатор скриптового языка VBScript. В полный вариант пакета OpenOffice также включён интерпретатор Бейсика.

В настоящее время Basic – это не один язык, а целое семейство языков, отличающихся временем создания, парадигмами программирования и синтаксисом, зачастую до полной потери совместимости программ. Ранние версии не поддерживали даже структурное программирование; со временем структурное и процедурное программирование стали общепринятыми парадигмами, и появились версии, поддерживающие их. Ряд современных компиляторов во главе с Visual Basic и VB.NET реализуют объектно-ориентированное и событийное программирование.

QBasic – это интегрированная среда разработки (IDE) для реализации языка программирования BASIC, основанная на QuickBasic. Исходный код, введенный в IDE, компилировался в промежуточную форму, которую интерпретировала IDE по мере необходимости.

Как и QuickBasic, QBasic – язык структурного программирования, поддерживающий подпрограммы и условные циклы. Нумерация строк программы упразднена и поддерживается только для совместимости; вместо нее введены переходы при помощи меток. QBasic имел ограниченную поддержку определяемых типов пользователя (структур) и нескольких простых типов.

QBasic предназначался для замены GW-BASIC. QBasic 1.0 включался в MS-DOS 5.0 и выше, Windows 95, Windows NT 3.x и Windows NT 4.0. Компания IBM перекомпилировала QBasic и включила в PCDOS 5.x, позже в OS/2 2.0 также была введена поддержка QBasic. QBasic 1.1 поставлялся с MS-DOS 6.x, и без изменений в Windows 95, Windows 98 Windows Me. Начиная с Windows 2000, компания Microsoft перестала включать QBasic в свои операционные системы.

QBasic был основан на ранней версии компилятора QuickBASIC 4.50, но не содержал ни компилятора, ни компоновщика. До MS-DOS 7 редактор MS-DOS требовал наличие QBasic. Программа «edit.com» просто запускала QBasic в режиме редактора.

В течение долгого времени QBasic обеспечивал современную интегрированную среду разработки, включающую отладчик с рядом особенностей (оперативная оценка выражений, модификация кода и т.д.). QBasic может выполняться почти под всеми версиями DOS и Windows, а при использовании эмулятора DOSBox может выполняться в ОС Linux, FreeBSD.

Microsoft QuickBASIC (сокращение QBasic некорректно, это совершенно другая реализация) – компилятор и интегрированная среда разработки для языка BASIC, который разрабатывался корпорацией Microsoft. QuickBasic создавался ориентированным на DOS, однако недолгое время существовала версия для Mac OS. QuickBASIC основан на GW-BASIC, но включает некоторые улучшения и расширения: добавлены пользовательские типы данных, улучшены структуры программирования, усовершенствована работа с графикой и работа с диском. Microsoft распространяла QuickBASIC как первую профессиональную систему разработки программ на BASIC.

QuickBASIC 1.0 была выпущена 18 августа 1985 и распространялась на одном пятидюймовом диске. С версии QuickBASIC 2.0 была включена среда разработки, и пользователи могли редактировать программу непосредственно в текстовом редакторе.

Нумерация строк еще поддерживалась, но в ней не было необходимости. Переходы в программе могли быть осуществлены при помощи меток. Более поздние версии добавляли различные управляющие структуры (многострочные условные операторы, блоки циклов).

В поставку QuickBASIC был включен компилятор для сборки исполняемых программ. Редактор содержал интерпретатор, который позволял программисту исполнять программу в процессе редактирования. Интерпретатор использовался для отладки программы до компиляции. Но, к сожалению, существовали некоторые проблемы и порой программа, работавшая исправно в интерпретаторе, после трансляции функционировала некорректно, а иногда даже не компилировалась.

QuickBASIC 4.5 – последняя версия, выпущенная в 1988 году, однако разработка профессиональной системы разработки (PDS) продолжалась до появления последней версии 7.1 в октябре 1990. Версия IDE BASIC PDS 7.x была названа QuickBASIC Extended (QBX) и исполнялась только под DOS. Преемником QuickBASIC и Basic PDS стал Visual Basic для MS-DOS 1.0. Более поздние версии Visual Basic не включали версии для DOS, так как Microsoft ориентировалась на приложениях для Windows.

Читать еще:  Объективно ориентированное программирование это

Подмножество QuickBASIC 4.5 было названо QBasic. QBasic включался в поставку MS-DOS 5 и в более поздних версиях, который заменил GW-BASIC. QBasic по сравнению с QuickBASIC имел ряд ограничений: включал только интерпретатор, существовало ограничение в его функциональности, создание программ ограничивалось определенным размером и т.д. Поскольку он не содержал компилятора, то не было возможности создавать исполняемые файлы, но программы, написанные на QBasic, могли компилироваться при помощи QuickBASIC 4.5, BASIC PDS 7.x, VBDOS 1.0.

Для ОС Macintosh QuickBASIC 1.0 был выпущен в 1988.Он работал только на System 6 и System 7 и требовал наличие ОЗУ объемом большим 1 Мб.

Язык программирования бейсик и его история

История языков программирования знает множество примеров, когда случались самые настоящие революции в программировании. История языка программирования бейсик – как раз такая. Из маленького, малораспространенного языка для обучения он превратился в настоящий стандарт практически для всех языков программирования.

Язык программирования бейсик был разработан Томасом Курцем и Джоном Кенеми, в 1964 году с целью обучения студентов основам программирования. Язык получился простой, понятный, с довольно-таки легким интерфейсом. Цель разработчиков была ясна: им нужен был простой язык программирования, который одновременно был бы и доступным. Вот основные положения, которые учитывали “Отцы” бейсика:

1) Простота использования;

4) Язык должен поддерживать возможность отслеживания и устранения ошибок;

5) Язык не должен требовать серьёзных аппаратных знаний;

6) Язык программирования должен стать связующим звеном между пользователем и операционной системой.

Как следствие, он стал использоваться во многих других учебных заведениях. Спустя 11 лет, когда мир наводнили миллионы новых микрокомпьютеров, язык программирования бейсик заинтересовал Билла Гейтса и Пола Алена, людей, которые создали Microsoft. Это они, объединив усилия, улучшили версию бейсика для своих первых компьютеров, которая смогла бы работать даже с 4кб оперативной памяти(!).

Спустя некоторое время именно их версия и стала одним из самых часто используемых и популярных языков программирования. Во время становления язык программирования бейсик часто пытались закрыть, многие хотели найти недочеты и добиться отмены использования этого языка. Однако, с появлением компьютеров IBM, именно бейсик стал основным языком программирования, на который ориентировались другие. Стоит заметить, что он уже назывался GW-basic. Потом появились turbo basic от компании Borland и Quick Basic. Все версии которые разрабатывались позднее, обязательно писались таким образом, что бы сохранить совместимость с предыдущими. Даже самая последняя версия этого языка программирования работает с самой первой, с небольшими корректировками.

И вот наступила эра Microsoft. Начало 90-х: операционная система windows захватила почти весь рынок программного обеспечения, все были рады её видеть, все — кроме программистов. Их жизнь стала адом. Чтобы создавать самые обыкновенные, простые окна, нужно было писать море страниц кода, изменять шрифты написания, и наконец “рисовать” новые кнопки. Но надо признать, что преимуществ у неё было куда больше, чем недостатков, и в конце концов, уже третья версия операционной системы превратилась в мировой стандарт для PC.

Появилась необходимость в модификации бейсика. Таким образом, язык программирования бейсик стал называться Microsoft Visual Basic. Про обширные планы компании ещё не было ничего известно, и разработчики ориентировали новый язык программирования в первую очередь на непрофессионалов. Система программирования, реализованная в Visual Basic, давала возможность отойти от тяжёлой структуры windows и создавать программы хорошего уровня, обладая не самым большим запасом знаний. Последним гвоздем в гроб, который практически похоронил другие, такие довольно неплохие виды языков программирования как Fortran и Pascal, стала разработка разновидности бейсика для приложений.

В настоящее время язык программирования бейсик, настолько популярен, что едва ли не каждый уважающий себя программист знает и пользуется им. Хочется отметить, что он используется в таких приложениях как microsoft office и internet explorer. Но, пожалуй, одной из самых значительных сфер применения, язык программирования бейсик, получил при разработке и настройке приложений в среде .NET . Кроме того, последняя разработка компании Билла Гейтса , Microsoft C++ открывает перед пользователями огромный спектр возможностей, и все это благодаря двум профессорам из Dartmouth College.

Основы языка программирования QBasic

Бейсик (Basic) — диалоговый учебный язык программирования для персональных компьютеров. Язык QBASIC (Beginner’s All-purpose Instruction Code) разработан Джоном Кимини и Томасом Куртцем в Дартмутском колледже, США, в середине 1960 г. QBASIC занимает особое место среди всех языков высокого уровня. С самого начала он задумывался как универсальный язык для начинающих.

Вот некоторый достоинства QBASIC (с точки зрения массового пользователя): простота синтаксиса; простота организации данных и управляющих структур; большое число встроенных команд и функций, позволяющих без труда выполнять такие операции, как управление текстовым и графическим экраном, обработка символьных строк и т.п.)

Особым достоинством QBASIC следует считать возможность работы в режиме интерпретации, который резко упрощает процесс отладки программ: исполнение почти каждой команды можно проверить сразу после написания (Shift +F5).

Переменная в программе

Программа на языке Бейсик записывается в виде последовательности символов, к числу которых относятся латинские и русские буквы, арабские цифры, знаки препинания (, ; : » ‘ ?) , знаки операций (* / — + = =.), специальные символы (% & ! # $ ).

Для обозначения исходных данных и результатов вычислений употребляются переменные.

Переменная — это область в памяти компьютера, где хранится некоторое значение. Каждая переменная имеет имя, значение и тип.

Имя переменной обозначается английской буквой, после которой может быть цифра, причем первой стоит буква, например: x, y, z, A1, B2. Имя переменной служит для обозначения некоторой величины в программе, которая при выполнении программы может иметь какое-либо значение, но может быть и не определена. Пример задания часто употребляемой константы: pi=3.14159.

Типы переменных: целая, вещественная, логическая, символьная, строковая и др. Если в переменной хранится число, то это числовая переменная, если в переменной хранится слово или фраза, то это строковая (символьная) переменная. В QBasic строковая переменная обозначается a$, b$ (в конце имени стоит знак доллара $). Содержимое хранится в переменной, до тех пор, пока оно не будет специально изменено.

Операция передачи новых данных в переменную называется присваиванием и обозначается в QBasic знаком «=», например, x=10.

Последовательность латинских букв и цифр, начинающаяся с буквы, называется идентификатором или именем переменной.

Числа в программе записываются в десятичной системе, вместо запятой в десятичных дробях пишется точка: 0, — 17, 0.25, — 34.85.

Переменные и числа — это простейшие частные случаи выражения. Более сложные выражения строятся из чисел и переменных с помощью знаков сложения, вычитания, умножения, деления, возведения в степень.

При вычислении значений выражений действуют обычные правила старшинства операций:

1) возведение в степень — ^

2) умножение, деление *, /

3) сложение, вычитание +, —

Действия в арифметических выражениях выполняют слева направо в зависимости от их приоритета. Для того чтобы изменить естественный порядок действий используются круглые скобки. Выражения в круглых скобках выполняются в первую очередь.

В выражении могут быть использованы следующие встроенные функции:

ABS ( х) — модуль х

SQR ( х) — корень квадратный из х

INT ( х ) — целая часть х

SIN ( х) — синус х (аргументом служит радианная мера угла)

COS ( х ) — косинус х и другие.

Операторы ввода-вывода

INPUT — ввод данных

PRINT — вывод данных

Примеры простейших программ

Исходные коды программ и игр

Программирование — работа и хобби

  1. В начало
  2. Все статьи
  3. История программирования
  4. История языка программирования Basic и Visual Basic

История языка программирования Basic и Visual Basic

Basic для обучения навыкам программирования

Язык программирования Basic был создан в 1964 году двумя профессорами из Dartmouth College — Джоном Кенеми и Томасом Куртцом для обучения студентов навыкам программирования. Язык получился настолько простым и понятным, что через некоторое время его начали применять и в других учебных заведениях. В 1975 году, с приходом первых микрокомпьютеров, эстафету Basic приняли Билл Гейтс и Пол Аллен, основатели Microsoft. Именно они создали новую версию Basic для первых компьютеров «Альтаир» (MITS Altairs), способную работать в 4КБ оперативной памяти. Со временем именно эта версия и превратилась в один из самых популярных языков программирования в мире.

Читать еще:  Разделы политики безопасности

Развитие языка Basic

На пути к вершине славы у Basic было множество трудностей, которые он всегда с честью преодолевал, и когда появились первые персональные компьютеры IBM PC, именно он стал стандартом в программировании, но уже в виде GW-Basic. Потом был Turbo Basic, QuickBasic, Basic PDS, но всегда при разработке новой версии языка сохранялась совместимость с прежними версиями и программа, написанная для практически первого Basic, вполне (с незначительными изменениями) могла бы работать и в последующих версиях этого языка.

Предпосылки для новой системы программирования

Но наступили новые времена, и в начале 90-х появляется операционная система Microsoft Windows с новым графическим интерфейсом пользователя (GUI). Жизнь программистов превратилась в ад. Чтобы создать простую программу, приходилось писать несколько страниц кода: создавать меню и окна, менять шрифты, очищать память, «рисовать» кнопки и т.д. Однако преимущества нового интерфейса были настолько неоспоримы, что уже третья версия этой операционной системы стала фактическим стандартом для персонального компьютера. В это время в недрах Microsoft велось несколько параллельных проектов по созданию нового языка программирования для Windows.

И в 1991 году под лозунгом «теперь и начинающие программисты могут легко создавать приложения для Windows» появилась первая версия нового инструментального средства Microsoft Visual Basic. В тот момент Microsoft достаточно скромно оценивала возможности этой системы, ориентируя ее, прежде всего, на категорию начинающих и непрофессиональных программистов. Основной задачей тогда было выпустить на рынок простой и удобный инструмент разработки в тогда еще довольно новой среде Windows, программирование в которой представляло проблему и для опытных специалистов.

Визуальная система программирования Visual Basic

Система программирования, созданная разработчиками Visual Basic, позволяла «отстраниться» от сложнейшей внутренней структуры Windows и создавать программы из «кубиков», как в детском конструкторе. Меню, окна, списки, кнопки, поля ввода текста и другие элементы интерфейса Windows добавлялись в программу с помощью простейших операций drag&drop. Свою первую программу VB-программисты создавали уже через несколько минут после начала изучения этого языка!

Более того, Visual Basic позволял разработчикам создавать новые объекты-«кубики», которые также могли использоваться в программах наравне со стандартными. И хотя многие С-программисты тихо посмеивались над попытками Microsoft сделать простой и понятный инструмент разработки Windows-программ, Visual Basic начал свое победное шествие по миру, и ничто не могло остановить этот процесс.

Microsoft выбирает Basic

Последние барьеры упали в 1994 году с выпуском Visual Basic for Applications. Именно в это время, после включения VBA в состав Microsoft Office, Basic начинает превращаться в один из основных стандартов программирования для Windows. Для фирмы Microsoft язык Basic имеет особое значение, в свое время разработка варианта Basic для компьютера Altair 8800 положила начало трудовому программистскому пути ее основателей, Билла Гейтса и Пола Аллена.

Поэтому в свое время — в 1989 году, когда пришла пора распределить основные направления создания сред разработки на различных языках программирования между различными фирмами, Microsoft оставила за собой QuickBasic — среду разработки программ на Basic, отказавшись, к примеру, от дальнейшей работы над языком программирования Pascal, оставив его фирме Borland, которая, в свою очередь, остановила работы над своей версией Basic (впоследствии Pascal стал языком Delphi). Первоначально задумывавшийся как игрушка, Visual Basic от Microsoft невероятно быстро завоевал программистский мир. Его популярность обусловлена двумя причинами: относительной простотой и продуктивностью. Программы на VB работают медленнее своих аналогов на C/C++, но все же они достаточно быстры для многих деловых целей и требуют гораздо меньше времени на разработку.

Оконные методы в Visual Basic

Формы были той самой сберегающей усилия абстракцией, которую предложил Visual Basic программистам Windows. IDE Visual Basic позволила разрабатывать окна графически, перетаскивая элементы управления, такие как кнопки и списки, с панели инструментов в форму. Получив удовлетворительный внешний вид формы, можно было переходить к кодовой части и писать обработчики событий для каждого элемента управления формы. Разработка приложения в Visual Basic, таким образом, состояла из создания нескольких форм, которые общались друг с другом и, возможно, обращались к базе данных за необходимой информацией. В результате форма оказалась окном, которое предлагало использовать оконные методы гораздо более удобным способом.

Грамматическая простота Microsoft Basic

Visual Basic уменьшил число ошибок путем удаления некоторых скрытых элементов синтаксиса C/C++. Кроме специальных случаев, выражения ограничивались одной строкой кода, а переменные должны были объявляться и инициализироваться в отдельных строках кода. Операторы присваивания и сравнения использовали один и тот же символ, однако грамматика Visual Basic требовала, чтобы эти операторы применялись таким образом, чтобы их намерения были четко обозначены.

Возможно, самым важным было то, что отсутствовали указатели — требование Билла Гейтса, начиная с первых версий Microsoft Basic. Хотя указатели полезны, так как разрешают прямой доступ к памяти по любому адресу, их использование сопряжено с ошибками в том случае, если они применяются неаккуратно. Требование грамматической простоты Basic восходит к тому факту, что первоначально он был создан как язык для обучения: «Beginner’s All-purpose Symbolic Instructional Code» (Многоцелевой символьный командный код для начинающих).

Дальнейшее развитие Visual Basic

Visual Basic версии 6 — это уже мощный язык, который можно использовать для создания распределенных приложений с применением компонентов СОМ и Microsoft Transaction Server. Microsoft предложила трехуровневый подход для архитектур «клиент-сервер», в котором «тонкие» пользовательские интерфейсы взаимодействовали с удаленными компонентами Visual Basic для получения данных из базы данных или с другой машины.

При помощи VBScript и VBA (VB для приложений) можно писать сценарии для web-браузеров и автоматизировать приложения Microsoft Office. Более того, Visual Basic 6 можно использовать для создания элементов управления Active-X, работающих вместе с Internet Explorer, хотя это делается крайне редко, поскольку требуется, чтобы на машине клиента, работающего в Интернете, была установлена библиотека времени исполнения DLL VB.

Зародыши .NET

Начиная с Visual Basic 5, программы VB компилировались в машинный код, но они были основаны на применении DLL, предоставляющей повсеместно используемые функции и реализующей объектные возможности Visual Basic. Интересно то, что компилятор VB для трансляции использует многопроходный режим, а в конечном счете полагается на компилятор Microsoft C++ для получения выходного машинного кода после компиляции в промежуточный язык. В этом свойстве VB — использование библиотеки времени исполнения и внутреннего интерфейса C++ — видны зародыши .NET.

Введение

Для изучения в рамках контрольной работы я выбрал язык BASIC (БЕЙСИК). BASIC (сокращение от англ. Beginner’s All-purpose Symbolic Instruction Code — универсальный код символических инструкций для начинающих) — семейство высокоуровневых языков программирования.

Язык BASIC Был разработан в 1964 году профессорами Дартмутского колледжа Томасом Курцем и Джоном Кемени.

Язык создавался как инструмент, с помощью которого студенты-непрограммисты могли самостоятельно создавать компьютерные программы для решения собственных задач. Получил широкое распространение в виде различных диалектов, прежде всего как язык для домашних компьютеров. К настоящему моменту претерпел существенные изменения, значительно отойдя от характерной для первых версий простоты, граничащей с примитивизмом и превратившись в достаточно ординарный язык высокого уровня с типичным набором возможностей. Используется как самостоятельный язык для разработки прикладных программ, главным образом, работающих под управлением ОС Windows различных версий. Также широко распространён в качестве встроенного языка прикладных программных систем различного назначения и в качестве языка для программируемых калькуляторов.

Основной задачей языка было предоставить студентам-непрограммистам возможность после минимального обучения самостоятельно писать простейшие программы для собственных нужд, чтобы не отвлекать на эту работу специалистов.

Читать еще:  Программирование потоков c

Бейсик относится к языкам программирования высокого уровня. Как и другие языки, этот язык имеет алфавит, синтаксис, семантику.

История создания языка Basic

Русское название языка БЕЙСИК является транскрипцией английской аббревиатуры BASIС: Beginner, All-purpose Symbolic Instruction Code — универсальный код (язык) символических инструкций для начинающих.

История его создания связана с поисками путей решения проблемы: как обучать студентов доступному пониманию технике программирования, как научить их простому общению с ЭВМ.

Двое сотрудников Дармудского колледжа Т. Куртц и Дж. Кемени занялись этой проблемой в конце 50-х годов. Прежде всего они поняли, что необходим такой компьютер, который был бы легок в изучении и использовании и не требовал больших усилий со стороны студентов. Причем было ясно, что студенты не захотят работать с перфокартами, поэтому для общения с ЭВМ необходим режим разделения времени и диалоговый режим работы с машиной.

Кроме этого, решению указанной проблемы содействовала необходимость разработки нового языка программирования, который легко можно изучать и которым легко было бы пользоваться. Применение языка ассемблера или таких языков, как АЛГОЛ или ФОРТРАН, было вне обсуждения исходя из предшествующего опыта преподавания.

Летом 1963 г. началась работа над черновым вариантом БЕЙСИКА — нового языка. К этому времени группа под руководством Т. Куртца и Дж. Кемениполучила на решение проблемы две субсидии от фирмы «General Electric». Реализация разработок языка и операционной системы осуществлялась с осени 1963 г. на компьютерах фирмы «General Electric» — DATANET — 30, GE-225, GE-235. Первая программа на БЕЙСИКе с использованием системы разделения времени с тремя терминалами заработала в мае 1964 г. (к осени этого года система работала с 12 терминальными устройствами).

Необходимо отметить, что создавался БЕЙСИК не на пустом месте, а на основе существовавших к тому времени алгоритмических языков. Взаимосвязь БЕЙСИКа с ФОРТРАНом и АЛГОЛом очевидна. Из ФОРТРАНа взята указание параметров цикла: начало, конец и шаг. Из АЛГОЛа пришли слова FOR и STEP и более естественная проверка завершения выполнения цикла. Некоторые заимствования пришли из языков LOSS и CORC.

Первая программа на БЕЙСИКЕ, опубликованная Кемени и Куртцем в 1964 г., имела вид.

БЕЙСИК создавался как язык интерпретирующего типа в отличии от компилирующего ФОРТРАНа.

Возможно, одной из причин создания БЕЙСИКа интерпретирующего типа было то, что большинство мини ЭВМ тех лет (НР 200. PDP-8, PDP-11, WANG и др.) использовали интерпретаторы.

В период с 1965 по 1971 г. возникли шесть авторских редакций языка БЕЙСИК по мере его усовершенствования. Широкую известность получила редакция БЕЙСИКа, реализованная в 1967 г. на машине GE-400 и несколько позднее (1969 г.) на GE-635.

В дальнейшем (70-е гг.)на основе авторских редакций языка фирмами «Hewlett-Packard», «Digital Equipment», CDC, «Honeywell» и др. были разработаны версии БЕЙСИКа для различных типов мини ЭВМ.

В начале 70-х годов появились первые микро ЭВМ. Первые два варианта интерпретатора языка БЕЙСИК для микро ЭВМ Altair-8800 были созданы сотрудниками фирмы MITS П. Алленом и Б. Гейтсом в 1975 г.

В следующем году П. Аллен и Б. Гейтс основали фирму «Microsoft«, которая внесла огромный вклад в развитее языка и его реализацию на микро ЭВМ. Первоначальные версии языка фирма «Microsoft» в 1976 — 1978 гг. поставила для ПЭВМ фирм «Commodore», «Apple», «Tandy».

В 1979 г. фирмой «Microsoft» была разработана версия языка — MBASIC (распространенное название — БЕЙСИК-80), которая получила известность также благодаря созданию компактного интерпретатора и операционной системы MS-DOS, предназначенных для персональных компьютеров фирмы IBM, первая модель которых появилась в августе 1981 г. В этом же году для компьютеров IBM PC фирма «Microsoft» представила расширенную версию БЕЙСИКА-80 под названием BASIC-A (Advanced — передовой), которая поддерживала текстовой и графические режимы. В 1984 г. в BASIC-A выведены дополнительные возможности, такие, как работы с окном экрана, обработка перерываний от таймера, выполнение команд операционной системы и пр. В этом же году фирма «Microsoft» разработала интерпретатор языка Macintosh BASIC для ПЭВМ Macintosh фирмы «Apple«.

Развитием языка BASIC-A стала версия Quick BASIC, включающая подпрограммы и функции с локальными и глобальными переменными, средства поддержки графики и звука, алфавитно цифровые метки и и т. д. В 1985 г. создатели БЕЙСИКа Т. Куртц и Дж. Кемени разработали для IBM PC версию языка под названием True BASIC.

Существенный вклад фирма «Microsoft» внесла также и в разработку программных средств для бытовых компьютеров. В 1983 — 1985 гг. токийский филиал фирмы разработал стандарт на 8-разрядные бытовые компьютеры MSX и MSX-2, выпускаемые рядом японских фирм, дисковую операционную систему MSX DOS и интерпретатор языка MSX BASIC. Версия стандарта MSX-2 имеет дополнительные графические возможности.

Что касается стандартизации, то БЕЙСИК последовал «по тяжкому пути» ФОРТРАНа, когда попытки составить стандартное описание были сделаны после долгих 15 лет использования различных версий. Только в 1978 г. был принят стандарт ANSI на минимальный БЕЙСИК (Minimal BASIC — ANSI X3.60), который, однако, не решил всех проблем спонтанного развития языка. Вот что пишет по этому поводу Р. Форсайт:

«Сразу же после своего появления БЕЙСИК стал меняться: с ним начал происходить процесс, похожий на эволюцию естественных языков. Хотя одна из версий была утверждена комитетом стандартов и закреплена разработчиками транслятора, язык вскоре вышел из повиновения и стал общественным достоянием».

Один из создателей БЕЙСИКа Т. Куртц, ставший председателем комитета ANSI по разработке стандарта языка, в 1982 г. опубликовал в журнале BYTE проект расширенного стандарта языка. Проект нового стандарта на языка БЕЙСИК выдвинут совместно с ANSI рабочими группами двух европейских организаций — ECMA (Ассоциация вычислительных средств) и EWICS (Комитет промышленных средств вычислительной техники).

Согласно публикации по новому стандарту (BYTE.-1988.-13.-Э 9) определены следующие особенности языка: нумерация строк не обязательна; введены новые типы данных; разрешены символьные константы; введены новые условные операторы — расширенный IF; оператор выбора SELECT CASE; введен оператор выхода из цикла EXIT FOR и др.

В нашей стране БЕЙСИК в пакетном режиме впервые был реализован в 1969 — 1970 гг. на ЭВМ типа М-20 сотрудниками Горьковского университета под руководством Ю. Кеткова. Им же была опубликована первая доступная книга по программированию на БЕЙСИКЕ. Затем появилась модернизация БЕЙСИКа для ЭВМ М-222, которая позволила его использовать в режиме разделения времени. В дальнейшем сотрудники ИК АН УССР и ВЦ Сибирского отделения АН СССР реализовали БЕЙСИК на высоко производительной ЭВМ второго поколения БЭСМ-6.

Последующая отечественная история БЕЙСИКа связана с мини-ЭВМ, микро-ЭВМ и ПЭВМ. В мини-ЭВМ М 6000, М 7000, СМ1 и СМ2 реализована версия БЕЙСИКа, соответствующая первым авторским редакциям конца 60-х годов, а в мини-ЭВМ СМ3, СМ4, имеющих в составе операционные системы ОС РВ и РАФОС, используются несколько версий языка БЕЙСИКа. Версия языка под названием БЕЙСИК-плюс, разработанная в 1975 г. для мини-ЭВМ PDP-11, широко применялась в СМ-3 и СМ-4.

В отечественных ПЭВМ применяются различные диалекты языка БЕЙСИК. Так, в ПЭВМ «Искра-220? используется расширенная версия языка системы WANG-2200 B, а в ПЭВМ «Агат» — интерпретатор языка, идентичный тому, который применяется ПЭВМ «Apple 2?. Версия БЕЙСИК-плюс используется в микро-ЭВМ «Электроника 60? и диалоговых вычислительных комплексах ДВК-1, ДВК-2, ДВК-3. Для новых учебных вычислительных комплексов типа «Корвет» разработан интерпретатор языка БЕЙСИК на основе версии MBASIC. Профессиональные персональные ЭВМ, такие, как ЕС 1841/42, «Искра 1030.11?, «Нейрон N9.66?, программно-совместимые с IBM PC, работают с указанными выше версиями БЕЙСИКа в ОС СР/М-86 и MS DOS. Кроме того, в некоторых учебных заведениях страны успешно эксплуатируется несколько тысяч японских бытовых компьютеров «Ямаха MSX» и «Ямаха MSX-2?, используемых в качестве комплектов учебной вычислительной техники (КУВТ), в которых программы реализуются на языке MSX-BASIC.

С июля 1989 г. в СССР был введен стандарт на язык программирования БЕЙСИК (ГОСТ 27787-88).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector