Vvmebel.com

Новости с мира ПК
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бейсик язык программирования

MICROSOFT SMALL BASIC — ПРОС­ТЕЙШИЙ ЯЗЫК ПРОГРАМ­МИРО­ВАНИЯ

Первый шаг для начи­нающего програм­миста

Small Basic — это един­ственный язык програм­мирования, созданный специально для начинающих. Он максимально удобен при переходе от визуального, блочного програм­мирования к текстовому кодированию.

Small Basic сочетает в себе дружест­венный русско­язычный интерфейс с очень простым языком и богатым набором библиотек. С помощью интеллек­туальных всплывающих подсказок, Small Basic делает написание кода еще легче.

Microsoft рекомендует Small Basic начинать изучать в возрасте от 7 лет. Эти рекомендации для англоязычных стран, поскольку при програм­мировании на Small Basic необходимо писать код на английском языке. Для неангло­язычных стран возраст изучения Small Basic с 8-9 лет.

С чего начать, Scratch или Small Basic?

Scratch vs Small Basic

Детям с 8-12 лет, умеющим читать и двигать компьютерной мышкой, рекомендуется изучать Scratch-програм­мирование. Здесь дети изучают основы програм­мирования в игровой форме, двигая блоки мышкой, дети на интуитивном уровне понимают понятие циклов, логических условий, переменных, событий, процедур и функций. Т.е. дети не понимают в классическом понимании определения сложных терминов програм­мирования, однако понимают, когда и как их можно использовать при составлении программы.

Дети, прошедшие курс Scratch-програм­мирования, наиболее подготовлены к изучению основ програм­мирования, поскольку уже составляли программы, хотя и с помощью блоков. Детям старше 12 лет, а также взрослым, уже не интересно заниматься програм­мированием на Scratch. Для таких категорий слушателей мы рекомендуем изучить основы програм­мирования на примере языка програм­мирования Microsoft Small Basic.

Не лучше ли, как раньше, Pascal, чем Small Basic?

Pascal vs Small Basic

До 2009 года начинающие програм­мисты осваивали базовые концепции, изучив язык програм­мирования Pascal. Однако в этом случае придется выполнять упражнения и решать задачи в явно устаревшей, (ориенти­рованной на работу в операционной системе DOS) среде разработки Turbo Pascal, столкнуться с массой проблем при ее использовании в современных операционных системах семейства Windows.

Small Basic создавался специально для новичков в програм­мировании. Нет более легкого языка для изучения, чем Small Basic. Этот язык наиболее современный, т.к. Small Basic был создан 23.10.2008 года и более удобный для первого освоения, чем большинство аналогичных языков для новичков, написанных во время архаичной операционной системы DOS или еще раньше, как например: Pascal, Turbo Pascal, Fortran, Basic, QBasic, Turbo Basic и др. Язык програм­мирования Small Basic более легок в понимании и в освоении для новичка, чем любой другой.

Начать лучше со Small Basic или Java?

Small Basic vs Java

Клуб програм­мистов «1С» предлагает начинать обучаться школьникам програм­мированию с 11 лет с языка Java, и ни слова не говорит про Small Basic. Вполне резонный вопрос, может лучше начать с Java, и пропустить Small Basic, с учетом того, что на тематических ознакомительных видеоуроках от фирмы «1С» часто можно слышать, что они даже детям с 10 лет предлагают начинать с Java?

На самом деле Java гораздо сложнее, чем Small Basic, и для освоения Java нужно иметь базовые знания по основам компьютерной грамотности и основам програм­мирования, о чем подразумевают в клубе програм­мистов «1С», даже когда рекомендуют изучать Java с «нуля». Вы сами можете попробовать пройти Первое занятие по Java-програм­мированию для школьников, а затем сделать выбор: если вам все понятно, вы освоили первый урок по Java, то имеет смысл пропустить Small Basic и начинать изучение програм­мирования с Java. Если же вам показалось, что Java слишком сложно для освоения, то, тогда однозначно, следует начинать програм­мировать со Small Basic. Кстати говоря, сама фирма «Microsoft» рекомендует Small Basic для детей начиная с 7 лет!

Python очень легкий и попу­лярный. Может с него начать?

Python vs Small Basic

Язык програм­мирования Python более сложный, более требова­тельный к знаниям и навыкам програм­мирования, чем Small Basic. Если у Вас нет навыков програм­мирования, начните с более простого языка Small Basic. Если вы поймете и освоите Small Basic, то, скорее всего, вы сможете также осилить и Python. Нередко начинающие с языка програм­мирования Python не могли освоить его и бросали на пол-пути, предполагая, что это слишком сложно.

В какой-то степени Small Basic является лакмусовой бумажкой для новичка в програм­мировании. В том смысле, что еще окончательно неизвестно, сможет ли человек стать програм­мистом или эта профессия не подходит ему. Если новичок освоил Small Basic, то при желании и упорстве он сможет освоить и другие, более сложные языки програм­мирования. Если же самый легкий язык Small Basic оказался не по зубам, то, скорее всего, и более сложные языки програм­мирования окажутся невозможным для освоения.

Почему стоит начать програм­мирование со Small Basic

А не гнаться за популярными языками

Современные системы програм­мирования, такие как Python, Java, JavaScript, Delphi, и, тем более, C++ или Microsoft Visual C++, ориентированы на профессиональную разработку и предполагают наличие у пользователя знаний и начального опыта в области програм­мирования. Но откуда взять эти начальные знания и опыт в области програм­мирования? Другими словами, они не подходят начинающим для обучения програм­мированию.

Очевидно, осознав проблему отсутствия современной среды разработки, ориентированной на начинающих, Microsoft предложила свое решение — Microsoft Small Basic. Язык програм­мирования Microsoft Small Basic, несмотря на название «маленький», тем не менее является современной, вполне приличной и доступной для начинающих средой разработки с автодополнением кода и всплывающими подсказками. Кроме этого интерфейс программы и интерактивная помощь полностью русифицированы и адаптированы для русско­говорящего пользователя, и только код пишется на английском языке.

Чтобы выбрать первый язык програм­мирования, надо ориенти­роваться не на спрос, а надо ориенти­роваться на задачу. Если задачей является стать програм­мистом и нет никакого опыта програм­мирования, надо выбрать самый легкий в изучении язык, и, освоив его, переходить к более сложным и продвинутым языкам, пользующимся спросом. Профес­сиональный програм­мист должен в совершенстве знать несколько языков програм­мирования, и, в случае необходимости, быть готовым к изучению нового языка програм­мирования.

Язык програм­мирования Small Basic предназначен для того, чтобы сделать обучение програм­мированию предельно простым и доступным занятием для новичков, которое также может приносить удовольствие. Язык Small Basic разрабатывался с намерением снести барьер сложности и проложить дорогу в удивительный мир компьютерного програм­мирования как для взрослых, так и для детей.

Все читатели этих строк могут принять участие и проголосовать в социологическом опросе онлайн, ответив на вопрос «Какой должен быть первый язык програм­мирования для начинающих?», и увидеть результат, исходя из мнений народного голосования.

Изучите основы програм­мирования

C помощью Microsoft Small Basic

Основы програм­мирования – это фундаментальные знания по програм­мированию, это начало и азы навыков по програм­мированию. Без основ програм­мирования вы не освоите ни один из языков програм­мирования. Основы програм­мирования частично входят в базовый школьный курс «Информатики» начиная с 7 класса. В некоторых школах изучают углубленно этот предмет, а в некоторых школах изучают поверхностно, ограничиваясь понятием компьютера и его истории развития, понятием информации и информати­зации, общими понятиями информа­ционных технологий и их роли в повседневной жизни. Понятия «алгорит­мизация» и «програм­мирование» в некоторых школах проходят настолько поверхностно, что многие уже и не помнят, проходили или нет такое.

Програм­мирование, как и иностранный язык, лучше начинать в школе, и чем раньше, тем лучше. Все больше и больше стран понимают пользу от раннего изучения програм­мирования, в некоторых странах его изучают в школах с 5 лет. Раннее изучение програм­мирования позволяет развить творческое, креативное мышление, расширяет кругозор, развивает логическое и алгоритмическое мышление, причинно-следственные связи, способность к аналитическому мышлению. Изучение методов програм­мирования позволяет разбить задачу на более мелкие, строить логические связи и анализировать ситуации.

Каковы даль­нейшие перс­пективы после Small Basic?

Что потом изучать проще всего?

На примере Small Basic можно изучить базовые концепции програм­мирования, алгорит­мические структуры, инструкции управления ходом выполнения программы, циклы, научиться работать с массивами, файлами и графикой. В Microsoft Small Basic в качестве языка програм­мирования используется диалект языка Basic, что позволяет в дальнейшем без особых проблем перейти на следующий уровень — начать работать в Microsoft Visual Basic, или изучать более продвинутые языки разработки, например язык програм­мирования Python.

Microsoft Visual Basic

На языке Small Basic можно компили­ровать программы и писать приложения под Windows. Если же функциональ­ности вам будет недостаточно, проще всего при самосто­ятельном изучении перейти к следующему уровню – Microsoft Visual Basic, при этом переучи­ваться на другой язык не нужно, поскольку Microsoft Visual Basic, по сути, продолжение и расширение Microsoft Small Basic. Более того, код программы, написанный в Small Basic, если перенести без изменения в Visual Basic, точно так же запускается и выполняется.

VB.NET

Продолжением Microsoft Visual Basic, (а следовательно и Microsoft Small Basic) является один из мощнейших и современ­нейших языков програм­мирования Visual Basic .NET (VB.NET), реализованный на платформе Microsoft .NET.

Где еще пригодится Small Basic?

VBScript & VBA

Кроме того, следующим шагом, после Microsoft Small Basic можно изучить VBScript (VBS, развернуто Microsoft Visual Basic Script Edition, иногда еще называют Visual Basic Script). VBScript пригодится при веб-програм­мировании как альтернатива JavaScript на веб-страницах, а также при создании динами­ческих веб-страниц ASP, как альтернатива PHP страниц.

Знание Small Basic поможет вам при дальнейшем изучении Visual Basic for Applications (VBA). Знания VBA вам поможет при програм­мировании в приложениях Microsoft Office (Excel, Word, Access и др). Учитывая популярность и возможности офисных программ, с помощью VBA можно писать, дописывать и редакти­ровать макросы (которые, кстати, написаны на VBA), т.е. создавать расширения в офисных программах Microsoft Office.

И это все, что может Small Basic?

Дополни­тельные возможности

С помощью Small Basic можно програм­мировать игровую приставку Kinect, роботов Lego Mindstorm и Arduino, гарнитуру для вирту­альной реальности Oculus Rift и многое другое. С помощью Silverlight player вы можете даже размещать свои игры, написанные на Small Basic, в собственных блогах и веб-сайтах и воспроиз­водить их в браузере. Кроме этого, есть множество расширений Microsoft Small Basic, позволяющие существенно расширить функционал и возможности програм­мирования на языке Microsoft Small Basic.

Знание Small Basic это, в первую очередь, знание основ програм­мирования. Никто не запрещает вам изучать после Microsoft Small Basic такие языки програм­мирования, как Python, Java, C++, JavaScript и прочие языки програм­мирования для дальнейшего самообразования, саморазвития или трудоустройства. Таким образом, Microsoft Small Basic — это первый шаг програм­миста практически любого направления програм­мирования.

Основы программирования на QBasic

Среда программирования QBasic.
Бейсик (Basic) — диалоговый учебный язык программирования для персональных компьютеров. На современных компьютерах используется следующие версии Basic: GWBasic, QBasic 4.5, Turbo Basic для DOS, Visual Basic 3.0-6.0 для Windows. Здесь мы рассмотрим QBasic 4.5.

Читать еще:  Модуль безопасности tpm

QBasic входит в состав операционной системы MS-DOS 6.0-6.22. Есть русифицированная версия QBasic.

Для запуска QBasic надо или найти файл qbasic.exe и Enter, или ввести в командную строку qbasic и Enter. Меню — Alt.

Запуск программы Shift-F5.

Получение помощи Shift-F1.

Создать файл: Меню Файл, Сохранить Как, выбрать каталог, задать имя файла, ОК. Файл получит расширение bas.

Сохранить файл: Меню Файл, Сохранить.

Открыть файл, то есть считать его с диска: Меню Файл, Открыть.

Выход из QBasic: Меню Файл, Выход.

Копирование выделенного фрагмента программы в буфер (Edit,Copy) — Ctrl-Insert,

Вставка фрагмента из буфера (Edit,Paste) — Shift-Insert,

Вырезать (Edit,Cut) — Shift-Delete.

Удобно выделять и делать все указанные операции с помощью мыши. Можно выделенный фрагмент программы вставить в другой файл, если после выделения открыть его.

В QBasic 4.5 можно откомпилировать текстовый bas-файл, превратив его в двоичный exe-файл, который можно использовать отдельно, то есть без среды программирования QBasic.

Переменная в программе
Переменная — это область в памяти компьютера, где хранится некоторое значение. Каждая переменная имеет имя, значение и тип.

Имя переменной обозначается английской буквой, после которой может быть цифра, причем первой стоит буква, например: x, y, z, A1, B2. Имя переменной служит для обозначения некоторой величины в программе, которая при выполнении программы может иметь какое-либо значение, но может быть и не определена. Пример задания часто употребляемой константы: pi=3.14159.

Типы переменых: целая, вещественная, логическая, символьная, строковая и др. Если в переменной хранится число, то это числовая переменная, если в переменной хранится слово или фраза, то это строковая (символьная) переменная. В QBasic строковая переменная обозначается a$, b$ (в конце имени стоит знак доллара $). Содержимое хранится в переменной, до тех пор, пока оно не будет специально изменено.

Операция предачи новых данных в переменную называется присваиванием и обозначается в QBasic знаком «=», например, x=10.

Некоторые основные директивы QBasic
Директива REM или апостроф ‘ — обозначает комментарий к программе или команде. Вся строка (как правило, это поясняющий текст), что идёт после знака комментария, не исполняется. Этот знак используется при отладке программ.

Оператор CLS-оператор очистки экрана. С него часто начинаются программы, работающие в текстовом режиме.

Директива END означает конец программы. Применение этой команды в конце программы не является обязательным.

Все формулы в QBasic записываются в строку, при этом используются следующие математические знаки:

«+» и «-» — сложение и вычитание;

«*» и «/» — умножение и деление;

«^» — возведение в любую степень;

(x+3.14)/(a+b) — используются только круглые скобки и десятичная точка вместо запятой.

Пример: S=Vo*t+g*t^2/2

В QBasic применяются следующие встроенные функции:

SQR(X) — извлечение квадратного корня;

ABS(X) — модуль (абсолютная величина) числа;

SIN(X); COS(X); TAN(X) — тригонометрические функции синус, косинус и тангенс угла в радианах;

ATN(X) — арктангенс числа в радианах;

INT(X) — округление числа (дробная часть числа отбрасывается);

RND(X) — случайное число;

z = y MOD x — целый остаток от деления y на x.

LOG(X) — логарифмическая функция (натуральный логарифм по основанию e=2.71828);

EXP(X) — показательная (экспоненциальная) функция.

Операции ввода-вывода информации
Для вывода (печати) информации на экран применяется оператор PRINT. Пример:

PRINT X — вывод на экран значения числа X.

PRINT «Скорость тела равна: V=»; V; «м/с» — выводимый на экран текст указывается в кавычках. Вместо знака «;» можно ставить знак «,».

Просто оператор PRINT без текста и знаков даёт пустую строку на экране.

Если при работе в среде QBasic 4.5 вместо слова PRINT ставить знак вопроса «?», а затем нажать Enter, то слово PRINT само появится на экране. Это упрощает работу программиста.

Ввод данных с клавиатуры осуществляется с помощью оператора INPUT

Пример: INPUT X — ввод числа X. На экране появится знак «?» и компьютер ждёт ввода переменной Х (это приглашение ввести число).

INPUT «Введите число Х=»; X — можно вводить в кавычках подсказку, она будет выводиться на экран. После подсказки можно ставить знак «,» вместо знака «;», но тогда знака вопроса «?» на экране не будет, а вместо него в качестве приглашения будет мигать курсор.

Пример 1: Вычислить площадь треугольника по формуле Герона.

CLS

‘Определите площадь треугольника по формуле Герона.

INPUT «Введите величину стороны a: a=», a

INPUT «Введите величину стороны b: b=», b

INPUT «Введите величину стороны c: c=», c

p = (a + b + c) / 2

S = SQR(p * (p — a) * (p — b) * (p — c))

PRINT «Ответ: площадь треугольника равна: S=»; S

Пример 2 (с использованием строковых переменных). Напечатайте на экране введённые с клавиатуры фамилию, имя и класс ученика.

CLS

INPUT «Введите свою фамилию: «, f$

INPUT «Введите своё имя: «, i$

INPUT «Введите свой класс: «, k$

PRINT

PRINT f$; » «; i$; «, «; k$

END

Управляющие конструкции QBasic
1. Оператор безусловного перехода GOTO N, где N-метка. В качестве N можно взять любое число, не обязательно совпадающее с номером строки, так как в QBasic 4.5 строки можно не нумеровать. Но двух одинаковых меток в одной программе не должно быть. Исполнение программы будет продолжено с той её части, которая начинается с указанной метки.

Пример:

GOTO 10

10 PRINT «Текст»

2. Условный оператор IF. THEN. ELSE (Если. Тогда. Иначе):

IF THEN ELSE

Если заданное условие истинно, выполняется список операторов, стоящий после THEN, в противном случае выполняется список операторов, стоящий после ELSE.

Слово ELSE может и отсутствовать. Тогда происходит переход к строке, следующей за оператором IF. THEN.

Условия представляют собой логические соотношения: равенства или неравенства = равно, <> неравно, > больше, = больше или равно, GOTO N ELSE Число N — метка. Если условие выполняется, то происходит переход по метке N, а иначе выполняется список операторов, стоящих после ELSE. Слово ELSE может и отсутствовать. Тогда происходит переход к строке, следующей за оператором IF. GOTO.

Пример 3:

CLS

INPUT «Если хочешь каникулы, вводи 1. Если нет, любое число. n=», n

IF n = 1 THEN GOTO 10 ELSE GOTO 20

10 PRINT «Хочу каникулы!»: END

20 PRINT «Хочу учиться!»

3. Оператор цикла FOR. TO. NEXT. позволяет реализовать циклический алгоритм, когда часть программы может быть выполнена много раз подряд. FOR. TO. — начало цикла, NEXT. — конец цикла.

То, что стоит между началом и концом цикла, называется телом цикла. Иногда также применяются вложенные циклы, то есть циклы могут быть вложенными один в другой.

FOR X=A TO B STEP H

NEXT X

Здесь X — переменная, A — начальное значение переменной, B — конечное значение переменной, H — шаг, с которым меняется переменная. Если шаг STEP H отсутствует, то по умолчанию шаг H=1. При этом переменная X называется счётчиком цикла. Повторение участка программы с шагом H происходит до тех пор, пока X B.

Пример 1: Напечатать на экране текст 20 раз.

CLS

FOR X=1 TO 20

PRINT «С Новым Годом!»

NEXT X

Пример 2: Вычислить сумму n первых членов ряда S=1+1/4+1/9+. +1/n^2

CLS

INPUT «Введите число членов ряда: n=», n

FOR i = 1 TO n

S = S + 1 / i ^ 2

NEXT i

PRINT «Сумма n первых членов ряда равна: S=», S

Пример 3: Нарисуйте 15 разноцветных концентрических окружностей.

SCREEN 7

FOR i = 1 TO 15

CIRCLE (160, 100), i * 6, i

NEXT i

Пример 4: Разлинуйте экран в клеточку.

SCREEN 7

FOR i = 1 TO 32

LINE (0, 10 * i)-(320, 10 * i), 15

LINE (10 * i, 0)-(10 * i, 200), 15

NEXT i

Примеры 5,6 : Одновременное использование циклического и условного операторов. Вычисление функций, имеющих ограничения в области определения.

Примечание: Оператор IF. THEN. ELSE в QBasic должен быть записан в одну строку!

Пример 5.

CLS

REM Вычислить функцию y=1/(x^2-5*x-6)

FOR x = -10 TO 10

IF x ^ 2 — 5 * x — 6 = 0 THEN PRINT «При x=-1, x=6 функция не определена!»

ELSE y = 1 / (x ^ 2 — 5 * x — 6)

PRINT «x=»; x, » y=»; y

NEXT x

Пример 6.

CLS

REM Вычислить функцию y=1/SQR(x^2-3*x+2)

FOR x = -5 TO 5

IF x >= 1 AND x 1-эллипс вытянут вдоль малой оси.

Пример: CIRCLE (160, 100), 70, 15, , , 0.5

Пример графики на QBasic: Квадрат, три концентрические окружности и точка. Программа имеет вид:

SCREEN 7

COLOR 14, 8

PRINT «Пример графики на QBasic:»

LINE (100, 50)-(220, 150), 13, B

CIRCLE (160, 100), 20, 11

CIRCLE (160, 100), 30, 12

CIRCLE (160, 100), 40, 14

PSET (160, 100), 15

END

Установка цветов в операторе COLOR QBasic:
Число Цвет

0 Черный

1 Синий

2 Зеленый

3 Голубой

4 Красный

5 Фиолетовый

6 Коричневый

7 Серый

8 Темно-серый

9 Светло-синий

10 Светло-зеленый

11 Светло-голубой

12 Светло-красный

13 Светло-фиолетовый

14 Желтый

15 Белый

Некоторые сочетания цветов в операторе COLOR QBasic:
1) 14, 8 — желтый на темно-сером фоне;

2) 1, 7 — синий на светло-сером фоне;

3) 5, 14 — фиолетовый на желтом фоне;

4) 4, 11 — красный на голубом фоне;

5) 5, 10 — фиолетовый на светло-зеленом фоне;

6) 15, 5 — белый на фиолетовом фоне;

7) 14, 1 — желтый на синем фоне;

8) 15, 1 — белый на синем фоне;

9) 8, 11 — темно-серый на голубом фоне;

10) 1, 15 — синий на белом фоне

Начало программирования. Язык программирования Бейсик

Говоря о программировании, мы часто понимаем под этим составление программ для вычислительных машин. Умение составлять простейшие программы для решения задач на ЭВМ считается одной из частей компьютерной грамотности.

Для составления программ применяются специально созданные языки — языки программирования. Одним из наиболее распространенных языков программирования является язык Бейсик.

Язык Бейсик был создан в 60-х годах как язык для начального обучения программированию в диалоге с ЭВМ. Этот язык создавался американскими программистами, и по этому в основу его была положена лексика английского языка.

На персональных ЭВМ язык Бейсик позволяет составлять самые различные программы: для проведения математических расчетов и построения графиков, организации игр и различных экспериментов, диалоговых справочников, обучающие, консультирующие и многие другие программы.

Работа на ЭВМ с языком Бейсик проходит в режиме диалога. В ходе диалога человек вводит свою программу, запускает ее на выполнение, исправляет операторы и вновь запускает программу на выполнение. ЭВМ послушно выполняет все действия в соответствии с введенной программой.

Прежде всего, нужно понять, как ЭВМ выполняет команды. Команды — это отдельные фразы языка Бейсик, которые вводятся прямо с клавиатуры и сразу же выполняются ЭВМ. Выполнение команд следует немедленно после нажатия клавиши ¿.

Для записи дробных чисел в Бейсике применяется не запятая, отделяющая дробную часть числа от целой части, а точка. Запись арифметических формул и алгебраических выражений не может быть «многоэтажной». Все формулы в Бейсике должны записываться в строчку. Примеры записи:

При организации расчетов на ЭВМ результаты вычислений могут храниться в ее памяти. В языке Бейсик для этого служат переменные. Понятие переменных в программировании и в математике различны. Если в математике переменные — это некоторые величины, то в программировании переменная — это область памяти, куда можно записывать различные значения.

Читать еще:  Сетевое программирование сокетов

Различие между переменными в математике и в программировании подчеркивается различием способов их именования. В математике имя переменной — это буква латинского или греческого алфавита, к которой можно приписать верхний или нижний индекс. В языках программирования имена переменных составляются из одной или нескольких букв без всяких нижних или верхних индексов.

В языке Бейсик для имен переменных можно выбирать любые латинские буквы: A, B, C, . X, Y, Z.. Кроме того, в Бейсике в качестве имен переменных можно использовать сочетание из двух букв — AX, VY, PR, а также сочетания из буквы и цифры — A0, X1, Y2 и т.п.

Все переменные в языке Бейсик обычно считаются вещественными.

Для проведения математических расчетов в языке Бейсик, как и в калькуляторах, имеются элементарные математические функции. Рассмотрите форму записи и примеры использования этих функций.

Вопросы и упражнения и задания для самопроверки

ВОПРОСЫ:

УПРАЖНЕНИЯ:

1. Запишите по правилам языка Бейсик следующие числа:

а) 125; б)-0,1; в) 3*10 5 ; г) -6,2*10 -3

2. Запишите на языке Бейсик следующие выражения:

а) Y = ; б) Y = sin 2 x – cos 2 2x + tg 3 (2x-4) – ln 2 ;

в) Y = .

ЗАДАНИЯ:

2. Правила работы с программами

После первого опыта работы с ЭВМ в командном режиме, когда машина немедленно выполняла вводимые команды, легко понять, что такое программа.

П р о г р а м м а для ЭВМ — это последовательности команд, которые должна выполнять машина. Иными словами, программа для ЭВМ — это алгоритм, записанный на языке, понятной данной ЭВМ. Располагая алгоритмом, написанным на русском алгоритмическом языке, можно перевести этот алгоритм на любой язык программирования, имеющийся на ЭВМ.

Запись программ определяется правилами используемого языка программирования, а работа с программами на ЭВМ — правилами имеющейся на машине системы программирования. Язык Бейсик привлекает тем, что системы программирования на этом языке имеются практически на всех современных ЭВМ.

Программа на языке Бейсик — это последовательность команд, которые можно было бы одну за другой давать ЭВМ в режиме непосредственного ввода. Если же эти команды пронумеровать и ввести в ЭВМ, то машина автоматически будет работать по этой программе.

Начнем рассмотрение программ на Бейсике со следующего примера. Пусть нам требуется определить время движения по заданным скорости и длине пути. Для решения этой задачи на ЭВМ достаточно четырех команд.

Операторы в языке Бейсик — это команды, к которым приписаны некоторые номера и которые после ввода будут храниться в памяти ЭВМ.

Для записи операторов в Бейсике используются английские слова PRINT, INPUT, END и т. д. Таким образом, программа является переводом алгоритма на язык программирования.

Рассмотрим теперь операторы этой программы по отдельности. Первый оператор — оператор PRINT. Это оператор вывода сообщений на экран ЭВМ. Он в точности выполняет предписываемую алгоритмом операцию — вывод.

Оператор INPUT — это оператор ввода исходных данных.

Оператор — END — это оператор конца выполнения программы.

Программы на языке Бейсик — это пронумерованные последовательности строк, содержащие операторы и комментарии.

Комментарии (оператор REM) в программах на языке Бейсик начинаются со знак апострофа: ¢. Комментарии могут стоять в конце строки либо занимать всю строчку целиком. С помощью комментариев можно включать программа слова и фразы, поясняющие смысл выполняемых действий. Для программы очень важно следующее свойство: чем понятнее программа, тем она лучше.

Для нумерации строк в программах на Бейсике обычно используются целые числа 10, 20, 30, 40, и т.д. Остальные номера остаются не заполненными, чтобы позже можно было вставлять новые операторы. Второе важнейшее свойство программ: чем проще вносить в программу изменения и дополнения, тем она лучше.

Операторы в программах рекомендуется писать по одному на строке. Язык Бейсик разрешает записывать на одной строке несколько операторов, разделяя их двоеточиями. Однако из-за этого в программу сложнее будет вносить изменения.

Составление программ на языке Бейсик лучше всего начинать с составления алгоритма для ЭВМ на родном языке, а уже затем записывать этот алгоритм на языке Бейсик. Такой способ дает возможность составлять более понятные программы, которые легче читать и легче исправлять. Поэтому в программах, составленных таким образом, легче получить на ЭВМ результаты решения задач.

Написание программ при таком подходе состоит в переводе русских слов, с помощью которых записываются алгоритмы, в слова используемого языка программирования. После составления программы начинается ее вывод и испытания на ЭВМ. Эта работа состоит в следующем:

Ввод каждого оператора должен обязательно начинаться с нажатия клавиши ввода команды ¿. Только после этого ЭВМ запоминает введенный оператор и вставляет его в соответствующее место программы. Операторы могут вводится последовательно, начиная с младших номеров, но могут вводиться в любом порядке.

Ввод длинных программ требует много времени. Поэтому для ускорения процесса испытания и отладки лучше всего вводить и проверять их по частям. Первыми лучше всего вводить операторы ввода и вывода данных. Это позволяет начать диалог с программой, даже не введя еще всего текста. Действуя таким образом, можно намного раньше начать исправлять ошибки, прокравшиеся в программу.

Выполнение программ на Бейсике начинается по команде RUN¿

(RUN — выполнять). Диалоговые программы, как правило, предлагают ввод определенных данных. В таких ситуациях ЭВМ приостанавливает выполнение программы и ждет ввода данных с клавиатуры. Признаком конца ввода данных всегда служит нажатие клавиши ввода команды ¿. Выполнение программы ЭВМ продолжит только после нажатия этой клавиши.

Технику ввода и проверки программы по частям рассмотрим на примере разобранной ранее программы расчета времени движения. Одним из лучших решений будет ввод первыми операторов ввода:

20 PRINT «расчет времени» ¿

60 PRINT «время=»; Т ¿

Введенную часть программы уже можно запустить на выполнение командой RUN. В результате на экране ЭВМ получим:

Исходные коды программ и игр

Программирование — работа и хобби

  1. В начало
  2. Все статьи
  3. История программирования
  4. История языка программирования Basic и Visual Basic

История языка программирования Basic и Visual Basic

Basic для обучения навыкам программирования

Язык программирования Basic был создан в 1964 году двумя профессорами из Dartmouth College — Джоном Кенеми и Томасом Куртцом для обучения студентов навыкам программирования. Язык получился настолько простым и понятным, что через некоторое время его начали применять и в других учебных заведениях. В 1975 году, с приходом первых микрокомпьютеров, эстафету Basic приняли Билл Гейтс и Пол Аллен, основатели Microsoft. Именно они создали новую версию Basic для первых компьютеров «Альтаир» (MITS Altairs), способную работать в 4КБ оперативной памяти. Со временем именно эта версия и превратилась в один из самых популярных языков программирования в мире.

Развитие языка Basic

На пути к вершине славы у Basic было множество трудностей, которые он всегда с честью преодолевал, и когда появились первые персональные компьютеры IBM PC, именно он стал стандартом в программировании, но уже в виде GW-Basic. Потом был Turbo Basic, QuickBasic, Basic PDS, но всегда при разработке новой версии языка сохранялась совместимость с прежними версиями и программа, написанная для практически первого Basic, вполне (с незначительными изменениями) могла бы работать и в последующих версиях этого языка.

Предпосылки для новой системы программирования

Но наступили новые времена, и в начале 90-х появляется операционная система Microsoft Windows с новым графическим интерфейсом пользователя (GUI). Жизнь программистов превратилась в ад. Чтобы создать простую программу, приходилось писать несколько страниц кода: создавать меню и окна, менять шрифты, очищать память, «рисовать» кнопки и т.д. Однако преимущества нового интерфейса были настолько неоспоримы, что уже третья версия этой операционной системы стала фактическим стандартом для персонального компьютера. В это время в недрах Microsoft велось несколько параллельных проектов по созданию нового языка программирования для Windows.

И в 1991 году под лозунгом «теперь и начинающие программисты могут легко создавать приложения для Windows» появилась первая версия нового инструментального средства Microsoft Visual Basic. В тот момент Microsoft достаточно скромно оценивала возможности этой системы, ориентируя ее, прежде всего, на категорию начинающих и непрофессиональных программистов. Основной задачей тогда было выпустить на рынок простой и удобный инструмент разработки в тогда еще довольно новой среде Windows, программирование в которой представляло проблему и для опытных специалистов.

Визуальная система программирования Visual Basic

Система программирования, созданная разработчиками Visual Basic, позволяла «отстраниться» от сложнейшей внутренней структуры Windows и создавать программы из «кубиков», как в детском конструкторе. Меню, окна, списки, кнопки, поля ввода текста и другие элементы интерфейса Windows добавлялись в программу с помощью простейших операций drag&drop. Свою первую программу VB-программисты создавали уже через несколько минут после начала изучения этого языка!

Более того, Visual Basic позволял разработчикам создавать новые объекты-«кубики», которые также могли использоваться в программах наравне со стандартными. И хотя многие С-программисты тихо посмеивались над попытками Microsoft сделать простой и понятный инструмент разработки Windows-программ, Visual Basic начал свое победное шествие по миру, и ничто не могло остановить этот процесс.

Microsoft выбирает Basic

Последние барьеры упали в 1994 году с выпуском Visual Basic for Applications. Именно в это время, после включения VBA в состав Microsoft Office, Basic начинает превращаться в один из основных стандартов программирования для Windows. Для фирмы Microsoft язык Basic имеет особое значение, в свое время разработка варианта Basic для компьютера Altair 8800 положила начало трудовому программистскому пути ее основателей, Билла Гейтса и Пола Аллена.

Поэтому в свое время — в 1989 году, когда пришла пора распределить основные направления создания сред разработки на различных языках программирования между различными фирмами, Microsoft оставила за собой QuickBasic — среду разработки программ на Basic, отказавшись, к примеру, от дальнейшей работы над языком программирования Pascal, оставив его фирме Borland, которая, в свою очередь, остановила работы над своей версией Basic (впоследствии Pascal стал языком Delphi). Первоначально задумывавшийся как игрушка, Visual Basic от Microsoft невероятно быстро завоевал программистский мир. Его популярность обусловлена двумя причинами: относительной простотой и продуктивностью. Программы на VB работают медленнее своих аналогов на C/C++, но все же они достаточно быстры для многих деловых целей и требуют гораздо меньше времени на разработку.

Оконные методы в Visual Basic

Формы были той самой сберегающей усилия абстракцией, которую предложил Visual Basic программистам Windows. IDE Visual Basic позволила разрабатывать окна графически, перетаскивая элементы управления, такие как кнопки и списки, с панели инструментов в форму. Получив удовлетворительный внешний вид формы, можно было переходить к кодовой части и писать обработчики событий для каждого элемента управления формы. Разработка приложения в Visual Basic, таким образом, состояла из создания нескольких форм, которые общались друг с другом и, возможно, обращались к базе данных за необходимой информацией. В результате форма оказалась окном, которое предлагало использовать оконные методы гораздо более удобным способом.

Читать еще:  Основные принципы функционального программирования

Грамматическая простота Microsoft Basic

Visual Basic уменьшил число ошибок путем удаления некоторых скрытых элементов синтаксиса C/C++. Кроме специальных случаев, выражения ограничивались одной строкой кода, а переменные должны были объявляться и инициализироваться в отдельных строках кода. Операторы присваивания и сравнения использовали один и тот же символ, однако грамматика Visual Basic требовала, чтобы эти операторы применялись таким образом, чтобы их намерения были четко обозначены.

Возможно, самым важным было то, что отсутствовали указатели — требование Билла Гейтса, начиная с первых версий Microsoft Basic. Хотя указатели полезны, так как разрешают прямой доступ к памяти по любому адресу, их использование сопряжено с ошибками в том случае, если они применяются неаккуратно. Требование грамматической простоты Basic восходит к тому факту, что первоначально он был создан как язык для обучения: «Beginner’s All-purpose Symbolic Instructional Code» (Многоцелевой символьный командный код для начинающих).

Дальнейшее развитие Visual Basic

Visual Basic версии 6 — это уже мощный язык, который можно использовать для создания распределенных приложений с применением компонентов СОМ и Microsoft Transaction Server. Microsoft предложила трехуровневый подход для архитектур «клиент-сервер», в котором «тонкие» пользовательские интерфейсы взаимодействовали с удаленными компонентами Visual Basic для получения данных из базы данных или с другой машины.

При помощи VBScript и VBA (VB для приложений) можно писать сценарии для web-браузеров и автоматизировать приложения Microsoft Office. Более того, Visual Basic 6 можно использовать для создания элементов управления Active-X, работающих вместе с Internet Explorer, хотя это делается крайне редко, поскольку требуется, чтобы на машине клиента, работающего в Интернете, была установлена библиотека времени исполнения DLL VB.

Зародыши .NET

Начиная с Visual Basic 5, программы VB компилировались в машинный код, но они были основаны на применении DLL, предоставляющей повсеместно используемые функции и реализующей объектные возможности Visual Basic. Интересно то, что компилятор VB для трансляции использует многопроходный режим, а в конечном счете полагается на компилятор Microsoft C++ для получения выходного машинного кода после компиляции в промежуточный язык. В этом свойстве VB — использование библиотеки времени исполнения и внутреннего интерфейса C++ — видны зародыши .NET.

Visual Basic для новичков. Шаг за шагом. Самоучитель/справочник (Евгений Матвеев)

Для самостоятельного изучения языка Visual Basic, позволяет без помощи преподавателя, «с нуля» разобраться в основах программирования и научиться создавать полноценные приложения для Windows. Большое количество информации о Visual Basic также даёт возможность использовать книгу и в качестве справочника.

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Установка Visual Basic на компьютер пользователя
  • Глава 2. Знакомство с Visual Basic
  • Глава 3. Использование мастеров
  • Глава 4. Операторы и выражения
  • Глава 5. Условные переходы и циклы
  • Глава 6. Процедуры и функции
  • Глава 7. Типы данных, переменные и константы

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Visual Basic для новичков. Шаг за шагом. Самоучитель/справочник (Евгений Матвеев) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

© Евгений Матвеев, 2016

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

О чЁм эта книга?

Книга представляет собой пошаговый самоучитель по программированию на языке Microsoft Visual Basic версии 6.0, с последовательным изучением всех основных компонентов языка Visual Basic и элементов управления Windows, которые в нём используются.

Она будет также очень полезна и при рассмотрении других версий языка Visual Basic, так как отличия между ними на начальном уровне изучения не приниципиальны.

Доступный стиль изложения, большое количество иллюстраций, реальных примеров исходных текстов программ, полезных советов и обилие справочной информации помогут вам хорошо изучить данный язык программирования «с нуля» в кратчайшие сроки.

Прочитав эту книгу, вы научитесь:

• устанавливать Microsoft Visual Basic 6.0 на свой компьютер,

• пользоваться всеми основными возможностями среды программирования,

• находить нужную информацию в справочной системе,

• оперировать свойствами и методами объектов Windows,

• программировать различные внешние устройства,

• писать сетевые приложения для работы в Интернете,

• проектировать свое собственное приложение,

• разрабатывать его интерфейс,

• создавать исходный текст программы,

• отлаживать программу и находить в ней ошибки,

• компилировать код программы в исполнимый файл,

• создавать инсталляцию готового приложения,

• распространять свои программы через Интернет,

• …и многому другому!

Простой и доступный стиль изложения материала рассчитан на студентов, преподавателей и других лиц, желающих самостоятельно освоить принципы современного визуального проектирования приложений на языке Visual Basic.

Большая часть информации, содержащейся в этой книге, пригодится вам также и в других целях, не связанных напрямую с изучением Visual Basic:

• для лучшего понимания принципов работы операционной системы Microsoft Windows,

• изучения основ программирования вообще,

• написания программ на других диалектах языка Basic.

История появления языка Visual Basic

Почти сразу же после появления электронных вычислительных машин (ЭВМ), в 50-х годах ХХ века были разработаны первые языки программирования для управления вычислительным процессом.

Они были крайне сложны, специализированы для конкретных моделей ЭВМ и предназначались для создания управляющих программ, решающих сложные математические задачи.

По мере распространения ЭВМ возникла необходимость упрощения языка взаимодействия человека с машиной, в результате чего в Dartmouth College был создан язык программирования BASIC. Это название являлось аббревиатурой, а полное наименование этого языка звучало как Beginner’s All-purpose Symbolic Instruction Code (универсальный символьный программный код для начинающих). В то же время слово Basic переводится с английского как «базовый», «основной». Как бы то ни было, прижился именно короткий вариант названия.

Поначалу Basic был очень простым языком программирования, так как предназначался для обучения. Именно из-за своей простоты и компактности он был выбран в качестве языка для первых микрокомпьютеров серии Альтаир (Altair), выпущенных в 1975 году и имеющих всего 4 кб оперативной памяти. Разрабатывали интерпретатор языка основатели корпорации Microsoft – Билл Гейтс (Bill Gates) и Пол Аллен (Paul Allen).

Когда появились персональные компьютеры фирмы IBM, был создан интерпретатор Microsoft GW-Basic, работающий под управлением операционной системы DOS. У интерпретатора GW-Basic имелся интерфейс командной строки и занимал он менее 100 кб оперативной памяти компьютера.

Следующим шагом в развитии языка Basic для DOS было появление двух компиляторов: Microsoft QuickBasic и Borland TurboBasic. Они оба отличались более удобным оконным интерфейсом, наличием текстового редактора для написания программ, системы отладки и возможностью генерации выполнимых exe-файлов.

Через несколько лет после появления операционной системы Microsoft Windows, в 1991 году был создан Microsoft Visual Basic for Windows версии 1.0. Это был революционный шаг в развитии языка, так как теперь отпала необходимость в скурпулезном программировании интерфейса приложений – достаточно было нарисовать его.

В дальнейшем развитие языка шло в направлении совершенствования Microsoft Visual Basic for Windows, которое было связано, в основном, с добавлением новых инструментальных средств и расширением поддержки работы с объектами операционной системы Windows, а также прикладными программами, прежде всего – с пакетом Microsoft Office.

Отличительные особенности Visual Basic

Читатели, которые даже немного знакомы хотя бы с одним классическим языком программирования, в котором не предусмотрены визуальные средства проектирования приложений, особенно сильно почувствуют разницу между обычными системами программирования, включая другие диалекты языка Basic, и современным Visual Basic.

Визуальное проектирование в значительной степени ускоряет разработку приложений за счет уменьшения количества кода, который должен написать программист.

Создание объектов интерфейса: окон, кнопок, полей ввода, флажков и т. п., с помощью Visual Basic не представляет большого труда и напоминает рисование в графическом редакторе. После этого остается лишь написать подпрограммы, связанные с этими объектами.

Существенное отличие Visual Basic от QuickBasic, TurboBasic и других диалектов языка Basic для DOS, заключается в том, что в него встроена поддержка работы с объектами Windows, а также предоставлена возможность использования любых функций операционной системы.

Исходный текст программы Visual Basic может считывать и обрабатывать построчно, сразу же выполняя операторы языка, то есть, функционировать как интерпретатор.

Но он же может быть и компилятором, создающим исполняемые файлы, которые работают независимо от самой среды программирования.

Работа в среде Visual Basic очень комфортна, чему способствует наличие большого количества мастеров, многоуровневой справочной системы и удобных средств отладки приложений.

Все это говорит в пользу того, что Visual Basic является мощной средой программирования, с помощью которой можно разрабатывать широкий круг профессиональных приложений для Windows.

Редакции Visual Basic

Фирма Microsoft выпускает Visual Basic 6.0 в нескольких редакциях, которые различаются своими возможностями, поставляемой документацией и, конечно же, своей стоимостью:

Learning Edition (Учебная редакция) – включает основные возможности по созданию приложений и базовый набор элементов управления,

Professional Edition (Профессиональная редакция) – содержит больше инструментов и вспомогательных средств разработки, а также ряд дополнительных элементов управления,

Enterprise Edition (Промышленная редакция) – предназначено для разработчиков корпоративных систем и клиент-серверных приложений, поэтому охватывает все аспекты создания и поддержки больших баз данных, базирующихся на различных технологиях.

Несмотря на имеющиеся отличия, все редакции языка программирования Visual Basic, имеют много общего в среде разработки и совсем не отличаются по своему синтаксису, поэтому практически идентичны между собой для начинающего программиста.

Visual Basic 6.0 Enterprise Edition, какой мы будем рассматривать в этой книге, поставляется не отдельно, как это было в предыдущих версиях, а в составе интегрированного пакета Microsoft Visual Studio 6.0, предназначенного для разработчиков программного обеспечения.

В этот пакет входит, кроме Microsoft Visual Basic еще и Microsoft Visual C++, Microsoft Visual FoxPro, а также ряд других вспомогательных программ и компонентов.

Теперь рассмотрим основные обозначения, принятые в данной книге, которые помогут вам свободно в ней ориентироваться.

Списки, в которых перечисляются какие-либо понятия, выглядят так:

• элемент списка 1,

• элемент списка 2,

Если вам нужно выполнить практическое действие для получения определенного результата, то это будет выглядеть примерно так:

Сделайте это… На экране появится следующее…

Названия клавиш, которые придется нажимать на клавиатуре, заключены в квадратные скобки и выделены жирным шрифтом, например: [F1]. Комбинации клавиш, нажимаемые одновременно, содержат между собой знак «плюс», например: [Ctrl] + [Break].

Последовательно выбираемые мышью пункты меню разделены знаком «дефис», а в скобках приводится их перевод на русский язык: File – Open… (Файл – Открыть…).

Названия программ в тексте выглядят таким образом: Microsoft Visual Basic.

Исходные тексты программ, которые придется набирать на клавиатуре вручную, отделены от остального текста пустыми строками и выделены жирным шрифтом, например:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector