Процесс перехода внешних социальных процессов во внутренние - Новости с мира ПК
Vvmebel.com

Новости с мира ПК
7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Процесс перехода внешних социальных процессов во внутренние

Социальные процессы, их типы и функции

Социальный процесс(от лат. «продвижение») – это последовательная смена состояний, ход развития общества, любого социального явления. Он представляет собой совокупность устойчивых актов взаимодействия людей, выражающих определенную тенденцию изменения (или сохранения) общественного положения или образа жизни больших групп людей, условий воспроизводства и развития каждого человека как личности и оказывающих влияние на отношения между людьми.

Структура социального процесса:

1. причины и условия изменений;

2. сами изменения и их результаты;

3. механизмы преобразований.

Особенностисоциальных процессов: они не происходят сами по себе, а являются результатом взаимодействия людей; социальные процессы длительны по времени; им присущи устойчивость, логическая последовательность, непрерывность и идентичность, а также неравномерность; для них характерны массовый характер и общественное содержание.

Типы социальных процессов:

1. по содержанию они бывают ассоциативными (объединение, сближение) и диссоциативными (разъединение, оппозиция, соперничество, конфликт);

2. по качеству они делятся на процессы воспроизводства (поддержания существующих отношений), процессы развития (качественное изменение состояния) и трансформационные процессы (переходные);

3. по уровню системы процессы бывают микро- (на уровне личности), макро- (на уровне общества) и мегапроцессами (на планетарном уровне);

4. по направленности социальные процессы могут быть прогрессивными, регрессивными, стагнационными;

5. по степени управления они различаются на стихийные, целенаправленные и естественноисторические.

Все типы социальных процессов могут быть как позитивными, так и негативными, как функциональными, так и дисфункциональными.

Примеры социальных процессов: социализация личности, глобализация, урбанизация и т.д.

32. Социальная мобильность: типы и особенности проявления в различных общественных системах.

Понятие «социальной мобильности» было введено П.Сорокиным.Социальная мобильность означает перемещение индивидов и групп из одних социальных слоев, общностей в другие, что связано с изменением положения индивида или группы в системе социальной стратификации. Возможности и динамика социальной мобильности различаются в различных исторических условиях.

П.Сорокин различает два типа социальной мобильности: вертикальную и горизонтальную

В системе стратификации индивиды или группы могут перемещаться с одного уровня (слоя) на другой. Этот процесс называется социальной мобильностью. Социальное неравенство предполагает различия в распределении благ и ответственности, а социальная стратификация – структурированную систему неравенства, социальная мобильность проявляется в движении индивидов или групп от одного социального статуса к другому. Имеется по крайней мере две основные причины существования в обществе социальной мобильности. Во-первых, общества меняются, а социальные изменения видоизменяют разделение труда, создавая новые статусы и подрывая прежние. Во-вторых, хотя элита может монополизировать возможности для получения образования, она не в состоянии контролировать естественное распределение талантов и способностей. Поэтому высшие слои неизбежно пополняются талантливыми выходцами из низших.

Вертикальная мобильностьизменение положения индивида, которое вызывает повышение или понижение его социального статуса. восходящей мобильности, нисходящей мобильности.

Горизонтальная мобильностьизменение социального положения, которое не приводит к повышению или понижению социального статуса. Социологи различают также мобильность между поколениями и мобильность в пределах одного поколения.

Межпоколенная мобильность (интергенерационная мобильность) определяется сравнением социального статуса родителей и их детей в определенный момент карьеры тех и других (например, по рангу их профессии в приблизительно одинаковом возрасте). значит часть, российского населения перемещается хотя бы немного вверх или вниз в классовой иерархии в каждом поколении.

Внутрипоколенная мобильность (интрагенерационная мобильность) предполагает сравнение социального статуса личности в течение продолжительного времени. многие россияне в течение своей жизни меняли род занятий.

Причины и следствия социальной мобильности. На социальную мобильность могут также оказывать воздействие более медленные и менее заметные изменения, например перемещение индивидов или групп из бедных аграрных регионов в более богатые, городские. В масштабе истории человечества важным фактором вертикальной мобильности служила международная миграция, XIX в. представителей рабочего класса и крестьянства из Европы в США; . Социальные последствия мобильности, особенно вертикальной, трудно поддаются измерениям. Одни ученые придерживаются мнения, что крупномасштабная мобильность, направленная как вверх, так и вниз, приводит к разрушению классовой структуры и делает общество более однородным. Другие заявляют, что индивиды, пытающиеся повысить или сохранить свое существующее положение, на самом деле укрепляют классовую систему, поскольку они должны быть заинтересованы в углублении классовых различий. Третьи выдвигают предположение, что классовые различия можно ослабить, но не за счет индивидуальной мобильности, а путем достижения социального и экономического равенства всех членов общества. Положительным следствием мобильности можно считать более полное раскрытие индивидуальных дарований. Этому способствует сложившаяся система образования в современных индустриальных странах. Но высокий уровень вертикальной мобильности приводит к индивидуальной и общественной аномии. В период аномии индивид чувствует себя изолированным от общества и испытывает беспокойство; в контексте же всего общества наблюдается ослабление или исчезновение общепринятых убеждений и стандартов поведения. Считается, что повышенная мобильность свела классовые различия к минимуму, так что современные западные страны развиваются в направлении относительно бесклассового (или среднеклассового) общества. Но другие аналитики утверждают, что в настоящее время формируется новый высший класс, новая верхушка, состоящая из организаторов производства и менеджеров как государственного, так и частного секторов экономики.

Социология

Социализация личности

Онлайн школа английского языка нового поколения. Более 7 лет предоставляет обучение английскому языку по Skype (Скайп) и является лидером данного направления! Основные преимущества:

  • Вводный урок бесплатно;
  • Большое число опытных преподавателей (нейтивов и русскоязычных);
  • Курсы НЕ на определенный срок (месяц, полгода, год), а на конкретное количество занятий (5, 10, 20, 50);
  • Более 10 000 довольных клиентов.
  • Стоимость одного занятия с русскоязычным преподавателем — от 600 рублей, с носителем языка — от 1500 рублей

Каждый человек, включенный в систему общественных отношений, обладает бесчисленным множеством социальных связей, наделен множеством статусов, выполняет целый набор различных ролей, является носителем определенных идей, чувств, свойств характера и т.д. Учесть все многообразие свойств каждой личности практически невозможно, да в этом и нет необходимости. В социологии существенное значение имеют не индивидуальные, а социальные свойства и качества личности, то есть качества, которыми обладают многие индивиды, находящиеся в сходных, объективных условиях. Поэтому для удобства исследования личностей, обладающих совокупностью повторяющихся, существенных социальных качеств, их типологизируют, то есть относят к определенному социальному типу. Социальный тип личности – это обобщенное отражение, совокупность повторяющихся социальных качеств, присущих многим индивидам, входящим в какую-либо социальную общность.

Сторонники диспозиционной теории личности выделяют: модальный (от слова «мода») тип личности, реально преобладающий в обществе; идеальный тип, желаемый для общества; базисный (нормативный тип), наиболее оптимально отвечающий потребностям общества. Маргинальный, или «пограничный» тип личности – личность, оторвавшаяся от своей среды и не сумевший адаптироваться к новой. Для Э.Фромма социальный тип личности представляет собой форму связи оказывается вытесненной на периферию общества, а иногда и исключенной из нее. Маргинальность (от латинского «marginalis» – находящийся на краю) – состояние групп людей или личностей, поставленных общественным развитием на грань двух культур, участвующих во взаимодействии этих культур, но не примыкающих полностью ни к одной из них. Это сложное психическое состояние, порождающее беспокойство и страх. Для того чтобы избавиться от страха, люди стремятся примкнуть к каким-либо группам, социальным движениям и организациям.

Р. Дарендорф, один из крупнейших представителей конфликтологического направления в современной социологии, используя термин Аристотеля «человек политический», разработал следующую типологию личности: homo faber – в традиционном обществе «человек трудящийся», homo consumer – потребитель, сформированный современным массовым обществом, homo universalis – человек, способный заниматься разными видами деятельности, homo soveticus – человек, зависящий от государства. Исходя из ценностных ориентаций социологи различают такие типы, как традиционалисты (ориентированы на ценности порядка, долга, чести, достоинства и т.п.), идеалисты (нацелены на саморазвитие, пренебрежение к традициям и авторитетам, независимость и свободу), гедонисты (стремятся к получению удовольствия и наслаждения), реалисты (ориентированы на самореализацию, исполнение долга, сочетают самодисциплину и самоконтроль с определенным скептицизмом) и фрустрированный тип (характерна низкая самооценка, подавленное состояние, угнетенность, ощущение ненужности и никчемности). Для Э.Фромма социальный тип личности представляет собой форму связи индивида и социума. Он создал концепцию социального характера. Его значение состоит в том, что он позволяет приспособиться к требованиям общества и обрести чувство безопасности и защищенности. Фромм выделил четыре типа социального характера: рецептивный (пассивный), эксплуататорский, накопительский и рыночный. Все эти типы он считал неплодотворными и противопоставил им социальный характер нового типа, способствующий формированию самостоятельной, независимой и активной личности. В настоящее время осмысливаются такие социологические типы личности, как «новый русский» (тип личности, быстро разбогатевший при недостаточном культурном развитии) и «новый бедный» (личность относительно высокого социокультурного развития, имеющая высокий общественный статус, но низкий уровень доходов). Конечно, существует множество и других типологий личности. Несмотря на различие подходов, все социологические теории признают личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из тех или иных социальных факторов. Можно сказать, что личностью не рождаются, а становятся в процессе социализации. Очень большое внимание уделяется исследованию социотипов в зарождающейся науке соционике.

Читать еще:  Как временно заблокировать фейсбук

Социализация – это процесс становления и развития личности, состоящей в освоении индивидом в течение всей его жизни социальных и иных норм, культурных ценностей и образцов поведения, позволяющих индивиду функционировать в данном обществе. Она включает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и поведения, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в жизни общества. Социализация представляет собой двухсторонний процесс, состоящий, с одной стороны, в передаче обществом социально-исторического опыта, символов, ценностей и норм, а с другой – в их усвоении индивидом, интериоризации (переход внешних по своей форме процессов общественной жизни во внутренние процессы сознания). Социализацию можно назвать становлением социального Я.

В социологии принято выделять две фазы социализации: адаптацию и интериоризацию (интернализацию). Социальная адаптация – процесс и результат активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды. Человек с выраженной индивидуальностью в большей мере осваивает новую среду, нежели приспосабливается к ней. В процессе освоения социальной среды индивид, познавая ее нормы и ценности, начитает ими руководствоваться. Адаптация позволяет интегрироваться человеку в социальную, профессиональную и иную среду, включиться в жизнь общностей, организаций, групп. Она может быть активной или пассивной, позитивной или негативной. В зависимости от характера социальной среды выделяют различные виды адаптации: социально-политичес-кую, социально-экономическую, социокультурную, социально-бытовую, этническую и т.д. Если человек активно приспособился к среде и творчески ее освоил, адаптация прошла успешно. Успех выражается в высоких ролях и статусах личности. Неуспешная адаптация и, соответственно, низкое социальное положение связаны с неумением приспособиться к социальной среде, пассивностью и негативностью личности. Одной из форм неуспешной адаптации является дезадаптация, сопровождающаяся маргинальностью, безработицей и пр.

Следующая фаза социализации – интериоризация, или интернализация означает сущностное, глубинное включение индивида в процесс, освоение его таким образом, что происходит органическое превращение норм, стандартов, стереотипов поведения, ценностей, характерных для внешней среды, во внутреннюю «принадлежность» личности. Это процесс перевода внешних требований во внутренние установки человека. Интериоризация основывается на адаптации, будучи по сравнению с нею более длительным и фундаментальным этапом. В процессе интериоризации индивид, во-первых, приобретает систему устойчивых, внутренних регуляторов, соответствующих требованиям общества, во-вторых, полностью включается в какую-либо структуру.

Социализация проходит определенные стадии, совпадающие с так называемыми жизненными циклами. Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового социального статуса, отказом от прежних привычек, окружения, сменой образа жизни и т.д. Каждый этап жизненного цикла сопровождается двумя взаимодополняющими друг друга процессами: десоциализацией и ресоциализацией. Десоциализация – это процесс отучения от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения. Ресоциализация – процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых. Сколько времени длится социализация? Большинство социологов полагают, что этот процесс осуществляется на протяжении всей жизни человека. Одним из дискуссионных остается вопрос периодизации социализации. Например, Э. Гид-денс рассматривает социализацию как «жизненный путь», то есть как процесс, происходящий в течение всей жизни, и выделяет следующие ее этапы: детство, подростковый возраст, зрелость, старость. На процесс социализации личности влияют различные факторы: общество, государство, его социальные институты, СМИ, этнос, регион, учебное заведение или предприятие, семья, учебная группа, друзья, трудовой коллектив и пр. В современных условиях появился новый социализирующий фактор – компьютер. Благодаря Интернету человек усваивает образцы и правила поведения в виртуальной реальности.

В социологии принято выделять агенты и институты социализации. Под агентами социализации понимаются люди, социализирующие в других людях культурные нормы и требования к социальным ролям. Институты социализации – это учреждения, направляющие процесс социализации. Социализация подразделяется на первичную и вторичную. Первичная социализация связана с межличностными отношениями. Ее осуществляют такие институты, как семья и образование, а ее агентами являются родители и ближайшие родственники, друзья, сверстники, учителя – все те, кто прямо и непосредственно занимается воспитанием и социализацией в ходе общения и взаимодействия с социализируемым (или влияет на него). Вторичную социализацию, обусловленную социальными отношениями, осуществляют институты, в которые человек включен опосредованно, – государство, партии, СМИ, армия, суд, церковь и т.д. Ее агенты – представители администраций учреждений и организаций, в которые включен социализируемый. Они не входят в ближайшее окружение и не оказывают постоянного влияния на процесс социализации.

Процесс социализации не застрахован от сбоев, что выражается в так называемом отклоняющемся (девиантном) поведении.

Билет 25

Вклад Л.С.Выготского в разработку теории воспитания, развития детей дошкольного возраста.

Отечественная детская психология связана с именем Л.С.Выготского, который внес огромный вклад в ее развитие.

Все предыдущие теории рассматривают человека как результат действующих на него сил – наследственности или среды. Но ни наследственность, ни среда, ни их сочетание сами по себе не определяют путь развития человека и его психологические особенности. Они лишь создают необходимые условия для его развития.

Основные достижения Л.С.Выготского:

1. Вводит экспериментально-генетический метод исследования психических явлений, который позволяет найти первопричины психического развития.

2. Разработал культурно-историческую концепцию (идея знакового опосредования сознания человека).

Согласно Л.С. Выготскому, человек в процессе своего исторического развития возвысился до создания новых движущих сил развития, поведения. Только в процессе общественной жизни у человека развились новые потребности, а сами природные потребности в процессе этого исторического развития претерпели глубокие изменения. Выготский ввел исторический принцип в область психологии. Изучать исторически – значит изучать развитие личности в движении.

Знаки – это особые предметы, обладающие двойной природой (материальной и идеальной). Знаки, по Выготскому, не только заместители других предметов, но и средства, орудия внутренней психической жизни человека, позволяющие осознать себя, свои действия и овладеть ими. Наиболее универсальной системой знаковых средств является речь. Поэтому центральной линией развития сознания ребенка, по Выготскому, является развитие речевого опосредования.

Психика человека, с позиций культурно-исторической концепции, опосредована достижениями культуры, в которую ребенок попадает с первых дней своей жизни.

У человека есть врожденные, натуральные психические функции и процессы (условные и безусловные рефлексы, непроизвольное внимание и память, защитные и пищевые реакции и пр.). Но они не определяют специфику и сущность психики человека, а являются лишь предпосылками ее развития. Над этими «нижними» этажами надстраиваются другие, высшие функции, которые имеют не натуральную, а культурную основу. Признаками высших функций выступают: 1) опосредованность; 2) произвольность; 3) системность; 4) осознанность. Они формируются в результате овладения специальными орудиями. Эти высшие психические функции и составляют сущность и своеобразие человеческой психики и коренным образом отличают ее от психики всех животных.

3. Разработал учение о возрасте как единице анализа детского развития.

4. Предложил новое понимание хода, условий, источников, специфики и движущих сил психического развития ребенка. Специфика детского развития подчиняется действию не биологических, а общественно-исторических законов. У человека нет врожденных форм поведения в среде и его развитие представляет собой процесс освоения и присвоения культурно и исторически выработанных форм и способов деятельности (или становление высших психических функций).

5. Описал эпохи, стадии, фазы детского развития и переходы между ними (кризисы).

6. Выявил и сформулировал основные законы психического развития:

1) детское развитие имеет свой ритм, который не совпадает с ритмом времени (год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве)

2) развитие есть цепь качественных изменений.

3) закон неравномерности психического развития, где каждая сторона психики имеет свой оптимальный период развития.

4) закон развития высших психических функций.

Все зарубежные теории детского развития трактовали этот процесс с биологической точки зрения и описывали ход детского развития как процесс перехода от индивидуального к социальному.

Читать еще:  Переписка в фейсбук

Роль взрослых в психическом развитии ребенка признается практически во всех теориях. Само это развитие в большинстве случаев рассматривается как процесс постепенной социализации или адаптации ребенка к внешним для него условиям. Механизм такой адаптации может быть различным. Это либо преодоление врожденных инстинктивных влечений (психоанализ), либо созревание когнитивных структур (Ж.Пиаже), либо подкрепление социально приемлемого поведения (теория социального научения). Но во всех случаях собственная природа ребенка трансформируется, перестраивается, подчиняется требованиям взрослых, которые противостоят ребенку.

В культурно-исторической концепции социальный мир и окружающие взрослые не перестраивают природу ребенка, а являются органически необходимым условием его человеческого развития. Ребенок не может жить и развиваться вне общества. Он изначально включен в общественные отношения, а не входит в них в процессе адаптации. Собственная деятельность ребенка, его человеческие способности и потребности возникают в результате присвоения образцов человеческой культуры. Психическое развитие есть прежде всего культурное развитие. Носителями этой культуры для ребенка могут быть только взрослые, и только они могут ее передать ребенку. Стать человеком ребенок может только вместе со взрослыми, в процессе совместной деятельности с ним.

Всякая функция в культурном развитии ребенка первоначально возникает в процессе взаимодействия со взрослым и существует не в индивидуальном сознании ребенка, а между ребенком и взрослым, в пространстве их взаимоотношений. Впоследствии она переходит во внутренний мир ребенка, интериоризируется, т.е. становится его индивидуальным достоянием. Таким образом, психические процессы у человека с самого начала социальны (и по своему происхождению, и по своему содержанию). Интериоризация – процесс перехода социальных, внешних, знаковых процессов во внутренние, психические. Взрослые непрерывно направляют внимание ребенка на новые предметы, явления, события, правила поведения, способы действий, человеческие ценности. Такая передача человеческой культуры от взрослых детям происходит в процессе воспитания и обучения.

Л.С.Выготский считал, что на сознание влияет обучение (процесс посредничества взрослых между ребенком и идеальными формами культуры).

С помощью взрослых ребенок открывает для себя человеческий смысл предметов и тем самым приобщается к человеческому образу жизни.

Далеко не всякое обучение способно вести за собой развитие, поскольку между обучением и развитием предполагается собственная деятельность ребенка.

Ребенок никогда не является пассивным приемником обучающих воздействий взрослого. Свои желания, интересы, отношение к окружающему он проявляет в деятельности. Не проявляя собственную активность, не включаясь в какую-либо деятельность, ребенок ничему не сможет научиться, т.е. невозможна «пересадка» знаний в голову субъекта, минуя его собственную деятельность. Чем старше ребенок, тем больше видов деятельности он осваивает.

Разные виды деятельности оказывают разное влияние на психическое развитие ребенка. Но главные изменения в психике ребенка происходят тогда, когда он занимается ведущей деятельностью на том или ином возрастном этапе. Ведущая деятельность рассматривается как критерий периодизации психического развития и как показатель психического возраста ребенка. Ведущая деятельность – это такая деятельность, развитие которой обуславливает 1) развитие отдельных психических процессов; 2) развитие личности ребенка в целом; 3) зарождение новых форм деятельности ребенка.

Содержание и форма ведущей деятельности зависят от конкретных исторических условий, в которых протекает развитие ребенка. В современном обществе ведущими в развитии ребенка становятся следующие виды деятельности:

Социальные процессы и изменения, типы и виды социальных процессов

Социальные процессы, изменения и развитие сопутствуют жизни каждого человека. Они вызываются к жизни различными как субъективными так объективными обстоятельствами — опытами, идеями, интересами, догадками, внешней ситуацией. Но значительные социальные изменения происходят обязательно в процессе совместных действий людей, которые не разрознены, а, наоборот, однонаправлены, взаимосвязаны, сопряжены, взаимозависимы.

Человек постоянно корректирует свое поведение, включается в процессы, ищет пути выхода из трудных ситуаций, взаимоотношений, меняет свое положение в экономической и политической сферах, то есть сознательно или бессознательно участвует в социальных процессах.

Что же такое социальные процессы?

Краткий словарь по социологии (М., 1988, с. 263) характеризует социальный процесс как последовательную смену состояний или движений социальной системы, или ее подсистем, или любого социального объекта. Социальный процесс состоит из нескольких стадий, имеет определенную структуру, направленность.

Социолог Фролов С. С. в учебнике «Социология» М., Логос, 1998, с. 274 отмечает, что социальный процесс — есть совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества других социальных действий.

Социальные процессы связаны с изменениями в обществе во всех сферах социальной жизни.

Социальные процессы — это важнейшие изменения социальных структур, включая последствия и проявления этих изменений в нормах, ценностях, культурных элементах и символах.

Социальные изменения — это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое.

Социальное изменение –это любая модификация, происшедшая в социальных отношениях. В более узком смысле под социальным изменением понимается изменение социальной структуры общества.

Автор учебника «Социология» Волков Ю.Г. (Ростов на Дону, Изд-во «Феникс», 2005 г.) отмечает, что при этом необходимо различать социальную динамику, то есть процессы социальной модификации, в ходе которой сохраняется и укрепляется существующая структура, и собственно социальные изменения, то есть такие модификации, которые приводят к глубоким структурным изменениям.

В социологии существуют постоянные структуры или модели социальных изменений, их предложено три:

1. Движение по нисходящей линии от вершины к упадку;

2. Движение по замкнутому кругу – циклами.

3. Движение от низшего к высшему – прогресс.

В современный период более других представлена схема развития в двух позициях: циклической и однонаправленной. Однонаправленное развитие чаще всего понимается как рост или накопление чего-либо – уровня организации, объёма производства, плотности населения. Простейший тип однонаправленного процесса изменений – линейный, когда объём происходящих изменений является постоянным в любой момент времени. Циклические изменения характеризуются последовательным прохождением стадий. Они происходят в сельскохозяйственной, экономической и других сферах общества.

Социальные изменения также бывают:

— эндогенные, обусловленные внутренней природой или структурой изменяющегося общества, они берут в нём начало;

— экзогенные, которые вызываются внешними причинами (протестантизм вызвал ускоренное развитие капитализма).

Существует тип социального изменения, называемый модернизацией.

Модернизация обозначает исторический процесс перехода от традиционного аграрного общества к современному индустриальному обществу.

Как показывает практика, модернизация – это непрерывный и бесконечный процесс. Он делится на первичную, рефлексивную (порождающую бесчисленные опасности и риск), догоняющую (включение в модернизацию стран запоздавших с её проведением), рецидивирующая (по мнению российского социолога Н.Ф. Наумовой), когда идея догоняющего социального развития связана с ностальгическим сожалением о былом имперском могуществе России.

Виды социальных изменений можно представить в виде схемы.

Схема 1. Виды социальных изменений

Возникают социальные изменения по причине взаимодействия факторов как социальных, так и природных.

1. Физическая среда – это физические существа, живущие в определённой среде обитания и вступающие с ней во взаимодействие посредством социальной организации и технологий, способствующих их адаптации.

2. Население. Изменения в численности, структуре и распределении народонаселения сказываются на культуре и социальной структуре общества (старение, конкуренция на рынке труда).

3. Конфликты – это форма взаимодействия людей в борьбе за ресурсы и ценности.

4. Ценности и нормы, принятые в обществе, выступают в виде разрешения или запретов на какие-либо новшества либо действуют как стимуляторы.

5. Инновации. Открытие добавляет новые знания к уже существующим (теория относительности Эйнштейна, генетическая теория Менделя). Изобретение представляет собой новую комбинацию старых элементов. Инновации как открытия, так и изобретения – не единичные акты, а кумулятивная (накопительная) последовательность передаваемых поколениями наращиваемых знаний плюс ряд новых элементов.

Некоторые инновации создают эффект гораздо более сильный, разрушая старые или создавая новые социальные отношения, культурные образцы. Так технические новшества как радио, телевидение, автомобиль породили целые культуры.

В социологии отмечаются три основные формы социальных эффектов инновации.

1. Дисперсия, или множественные эффекты, одного изобретения или открытия.

2. Последующие, или производные эффекты одного изобретения или открытия.

3. Конвергенция, или соединение, нескольких влияний различных изобретений.

Диффузия – это процесс, в ходе которого культурные характеристики распространяются от одной социальной системы к другой.

Механизмами однонаправленных процессов являются: накопление, выбор, дифференциация. Модели однонаправленного развития предполагают, что изменение в определённом направлении влечёт за собой дальнейшие изменения в этом же направлении.

Читать еще:  Одноклассники социальная моя страница вход без пароля

Механизмами криволинейного и циклического изменения можно считать насыщение и истощение. Модели развития по кривой или по замкнутому циклу допускают, что изменения в одном направлении создаёт условия для дальнейших изменений в других, в том числе и противоположных направлениях.

Конфликты, соревнования, кооперация, конкуренция также могут рассматриваться в качестве механизмов социальных изменений.

Источниками социальных изменений могут быть: социальные причины, случайные причины, политические причины, технологические причины, изменения спроса на рынке труда.

Социальные процессынепременно затрагивают социальные системы, общности, группы. Преобразуют их, создают новые, видоизменяют, вызывают к жизни новые взаимоотношения и социальные взаимодействия. Эти изменения выступают единственной единицей сравнения при анализе социальных систем, общностей, отношений, взаимодействий. Многие социальные процессы бывают парными: революционные – эволюционные, прогрессивные – регрессивные, сознательные – стихийные, функциональные – дисфункциональные, интегрирующие – дезинтегрирующие. А также политические, экономические, управленческие, коммуникативные и др.

Если наряду со сравнительным методом применить исторический, посмотреть на преемственность различных стадий развития человечества, включая физическое, интеллектуальное, моральное и политическое, то заметим:

— общество, как целостная система развивается от простого к сложному, от низшего к высшему

— прогресс может быть достигнут только через конкретную серию социальных ступеней, и значит, через изменения, через развитие, через процессы.

В качестве ведущих социальных процессов отмечаются эволюционные и революционные.

Социальная эволюция в представлении исторических стадий человеческого общества включает в себя: развитие общества от простого к дифференцированному, от традиционного к рациональному, от непросвещенного к просвещенному, от общества с ручной технологией к обществу с машинной технологией, от слабо интегрированного общества к строго интегрированному.

Эмиль Дюркгейм, французский социолог, отмечает, что переход от простого общества к сложному зависит от глубины разделения труда в обществе. Немецкий социолог Теннис отмечает, что в деревенской общине существовали основные типы социальной связи: люди жили по общинным принципам и ценностям, соблюдая традиции и обычаи, специализация была ограниченная и неразвитая, народ опирался на религию, главной ценностью была семья и община. В индустриальном обществе следующие взаимосвязи: стремление к личной выгоде, в основе жизни формальные законы, в обществе выражены профессиональные роли, люди опирались на светские ценности, в основе общества лежат корпоративные и ассоциативные формы объединения людей. Французский ученый Арон отмечал, что в постиндустриальном обществе овладение знаниями являются главным престижным фактором, ученые и консультанты играют господствующую роль, развито массовое производство товаров для рынка, производство и управление механизировано и автоматизировано, научно техническая революция охватила все сферы жизни.

Эволюционные процессы понимаются как постепенные, медленные, плавные, количественные преобразования объектов. Эволюционное развитие включает в себя несколько моментов:

— специализацию, различных частей и структур общества;

— интеграцию — установление гармонии, структурного и функционального соответствия всех частей общества;

— адаптацию общества к новым условиям, сохранение равновесия и способности к самосохранению.

Революционный процесс — это относительно быстрое, коренное, качественное изменение объектов и систем. Они повторяются во времени и в пространстве, или там и там одновременно. Карл Маркс считал социальные революции, т.е. коренные качественные перевороты всей общественной жизни локомотивом истории. Исторически доказано, что чем больше элементов структуры охватывает процесс, чем масштабнее происходят перемены, тем более продолжительное время требуется для их реализации.

Основными видами социальных процессов являются:

1) кооперация — в переводе с латыни “вместе работать” на основе согласованных действий, общих целей, взаимопонимания, согласованности и принятых правил сотрудничества

2) конкуренция — это борьба между индивидами, группами и обществами за овладение ценностями, запасы которых ограничены и неравным образом распределены между индивидами или группами (деньги, власть, статус, признательность, любовь). Конкуренция — это попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям. Конкуренция основана на том, что люди никогда не могут удовлетворить свои желания.

3) приспособление — это принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды (эмигранты, школьники, студенты, сельский житель в городе — формирует тип поведения в изменившихся условиях)

4) подчинение — это обязательное условие процесса приспособления, т.к. сопротивление затрудняет вхождение индивида в новую структуру и мешает ему приспосабливаться

5) компромисс — это форма приспособления, когда индивид или группа соглашаются с изменяющимися условиями путем частичного или полного принятия новых целей и способов их достижения

6) ассимиляция — это процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к общей культуре. Ассимиляция часто ослабляет и гасит конфликты

7) амальгамизация — это биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом. Процессы ассимиляции и амальгамизации приводят к стиранию границ между народами, уничтожению формального разделения, появлению общей схожести членов группы.

Закон развития высших психических функций.

Важнейший закон развития высших психических функций, открытый Л. С. Выготским, заключается в следующем: всякая функция в культурном развитии ребенка первоначально возникает в процессе взаимодействия со взрослыми и существует не в индивидуальном сознании ребенка, а между ребенком и взрослым, в пространстве их взаимоотношений, поэтому она имеет интерпсихическую форму.

В этой формулировке содержатся две важнейшие мысли: 1) психические процессы у человека с самого начала социальны —и по своему происхождению, и по своему содержанию; 2) интериоризация — процесс перехода социальных, внешних, знаковых процессов во внутренние, психические. В общих чертах интериоризация проходит следующие три этапа: 1) взрослый, используя соответствующие знаковые средства, воздействует на ребенка, побуждая его что-то сделать, или обращает внимание ребенка на что-то, или просто обращается к нему; 2) ребенок, перенимая от взрослого способ обращения, сам воздействует на взрослого; 3) ребенок обращает те же средства и те же воздействия на самого себя, то есть обращается к самому себе во внутреннем плане.

Для иллюстрации приведем описанный Л. С. Выготским пример превращения внешних средств во внутренние на материале исследования произвольного внимания. О произвольном внимании можно говорить тогда, когда человек сам направляет и удерживает внимание на каком-либо предмете, если сам этот предмет «не бросается» в глаза (в этом случае включаются механизмы непроизвольного внимания).

Ребенку предлагается игра, суть которой заключается в том, чтобы отгадать, под какой из двух чашек спрятан орех. Чашки различаются только оттенком серого прямоугольника, наклеенного на крышке: один из них светло-серый, а другой — темно-серый. Орех всякий раз прячется под крышкой с темно-серым прямоугольником. Однако ребенок этого не знает и не замечает различий в оттенках прямоугольников. Сначала ребенок действует наугад, и игра идет с переменным успехом: ребенок то отгадывает и выигрывает орех, то проигрывает. Несмотря на явную заинтересованность игрой, условной связи не вырабатывается, поскольку сигнальный признак (цвет прямоугольника) не выделяется ребенком.

После серии неудач взрослый производит решающее действие: он кладет на глазах у ребенка орех в чашку, закрывает ее крышкой и пальцем указывает на темно-серый прямоугольник. Потом игра продолжается. Уже при следующей попытке ребенок выбирает чашку правильно и говорит: «Орешек там, где темное пятно». С этого момента он уже не делает ошибок и постоянно выигрывает.

Что здесь произошло? Взрослый с помощью средства — указательного жеста — направил внимание ребенка на нужный предмет и тем самым «организовал» внимание ребенка, а затем ребенок сам стал направлять свое внимание на решающий признак. Указательный жест взрослого трансформировался в собственный приказ ребенка самому себе: «Смотри на пятнышки и выбирай то, которое темнее». Таким образом, произошли два важнейших события: рождение средства-знака в процессе общения и превращение его из внешней формы во внутреннюю, то есть его интериоризация. В результате стал возможен акт произвольного внимания.

Описанный эксперимент — простая и прозрачная модель того, что постоянно происходит в воспитании ребенка. Взрослые фактически непрерывно направляют внимание ребенка на новые предметы, явления, события, правила поведения, способы действия, человеческие ценности и пр. Благодаря взрослым все это начинает существовать для ребенка, приобретает субъективную значимость, а потом становится его внутренним достоянием. Такая передача человеческой культуры от взрослых к детям происходит в особом процессе воспитания и обучения.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector