Vvmebel.com

Новости с мира ПК
32 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Происхождение сознания его психофизиологические и социальные основы

Вопрос. Сущность, источники и происхождение сознания. Психофизическая проблема.

Самые перывые представления о сознании возникли в древности. Тогда же возникли и представл о душе и были поставлены вопросы: что представляет собой душа?

Идеализм — сознание первично.

Дуализм — сознание и материя независимы друг от друга.

Материализм — материя первична. Она носитель и причина его возникновения.

сознание — производное от материи. Сознание вязано не со всей материей, а только с частью мозга и только в опред периоды времени. Причем мыслит не мозг, а чел. при помощи мозга.

Сознние — это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности.

Сознание можно абсолютно противопоставить материи. Абсол противопоставление мат и созн ведет к тому, что созн выступает как некая самост субстанция, сущ наряду с материей. Сознание есть одно из свойств движ материи.

Различие — сознание не есть сама материя, а одно из ее свойств.

Сущностью созн является его идеальность,кот выражается в том, что составлсозн образы не обладают ни свойствами отрадаемых в нем предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе кот они возникли.

Идеальное не явл чем-то самостоятельным: оно характеризует сущность сознания в отношении к материи.

Сознание сущ не всегда. Оно возникло в ходе истор развития материи, усложнения ее форм, как свойство высокоорганиз матер систем.

Как свойство жив организмов выступает раздражимость. Ощущ составляют нач форму психики.

Психика — это способность ж существ создавать чувственные и обобщеные образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим потребностям.

Под психикой чел понимается вся совокупность явлений и состояний его внутреннего мира. Сознание является частью психики.

Психофизическая проблема — в широком смысле — вопрос о месте психического в природе; в узком — проблема соотношения психических и физиологических (нервных) процессов.

проблема приобрела в 17 в.,

Р. Декарт предпринял попытку объяснить поведение живых существ по образцу механического взаимодействия.

Декарт пришёл к концепции психофизического взаимодействия: хотя тело только движется, а душа только мыслит, они могут влиять друг на друга, соприкасаясь в определенной части мозга.

Выступившие против взгляда на психику как на особую субстанцию Т. Гоббс и Б. Спиноза

Спиноза трактовал мышление и протяженность как нераздельные и вместе с тем не связанные между собой причинными отношениями природы.

Г. В. Лейбниц, совмещая механистическую картину мира с представлением о психике

В конце 19 — начале 20 вв. получила распространение махистская трактовка психофизической проблемы , согласно которой душа и тело построены из одних и тех же «элементов»

Современный позитивизм рассматривает психофизическую проблему как псевдопроблему и полагает, что трудности разрешимы путем применения различных языков к описанию сознания и др. процессов.

Сознание как высшая форма отражения. Биологические и социальные предпосылки возникновения сознания.

Вся история человечества — история поиска тайн сознания, стремление понять, каким способом человек, выделяя себя в мире природы как нечто отличное от нее, тем не менее, воспринимает бытие, природу как целое, частицей которого является он сам.

Полагают, что познать сознание невозможно. Столь категоричное утверждение справедливо, если принять во внимание ограниченность и неполноту всякого знания, что определяется принципиальной неисчерпаемостью объекта познания. Тем не менее, философия, опираясь на результаты естественных наук (биологии, физиологии и психологии), на протяжении всей своей истории занята разработкой проблемы сознания. Ее исследование, как, впрочем, и других философских вопросов, осуществлялось по двум направлениям — идеализма и материализма. Особый взгляд на происхождение и природу сознания высказывает религиозная философия и богословие.

Идеализм исходит из того, что сознанию свойственна изначальная активность. Материализм в вопросах происхождения и функционирования сознания опирается на представление о сознании как субъективном образе объективного мира. При различии подходов между ними есть общее — признание связи психики с сознанием. Отсюда вытекает определяющая роль головного мозга в формировании сознания.

Современная наука исходит из представлений о биологическом единстве животных и человека. В силу этого обстоятельства иногда делаются выводы о полной аналогии психических процессов у человека и животных. На самом деле все обстоит гораздо сложнее. Оставим проблемы антропосоциогенеза в стороне. Рассмотрим мозг человека как основу нервной системы. Именно развитие мозга (цефализация) привело к завершению процесса антропогенеза и рождению феномена сознания.

Одно лишь описание мозга как структурно-функционального органа требует привлечения многочисленного ряда специальных наук. Целые научно-исследовательских институты заняты изучением его деятельности. Многое в структуре и функции этого важнейшего органа еще предстоит выяснить.

Структура мозга включает около 14 млрд. клеток-нейронов, взаимодействие которых образует нейронные ансамбли. Основная работа мозга осуществляется в коре больших полушарий, их подразделяют на правое и левое. Важное значение, очевидно, имеют и подкорковые центры. Главная функция мозга — хранение и переработка информации, получаемой человеком в процессе познавательной деятельности. Именно физиологические механизмы (мозг с его сложной структурой) лежат в основе познавательной деятельности человека, конкретно-образного и абстрактного мышления.

Нейрофизиология исследует механизмы функционирования мозга, обеспечивающие поведение человека. Русский физиолог И. П. Павлов (1849-1936) заложил основы экспериментального изучения высшей нервной деятельности животных и человека методом условных рефлексов. Развивая учение И. М. Сеченова о рефлекторном характере психической деятельности, он подчеркивал в природе рефлекса его причинный характер, связь динамики с конструкцией, единство анализа и синтеза. В своем учении о высшей нервной деятельности Павлов доказал, что в коре больших полушарий головного мозга животных и человека образуются временные связи. Он сделал выводы о сигнальной функции психического. Суть их в том, что он определяет формы приспособления организма, который в своей ответной реакции предвосхищает течение будущих событий. Важное философское значение имеет теория Павлова о второй сигнальной системе.

Сознание — высшая форма отражения действительного мира ; свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. “Ядром” сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является этот мир, те или иные его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.

Сознание это прежде всего осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя индивида ; в то же время оно — осознание природы.

Отражение есть свойство материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить особенности других систем. Можно сказать, что отражение есть результат взаимодействия объектов. С простейшей формой отражения мы встречаемся в неорганическом мире. Например, проводник нагревается и удлиняется, если он включен в электрическую цепь, окисляются металлы, находящиеся на воздухе, остается след на снегу, если прошел человек и т.п. Это пассивное отражение . Оно осуществляется в форме механических и физико-химических изменений.

Читать еще:  Расширенный поиск фейсбук

По мере усложнения организации материи и появления жизни на Земле у простейших организмов , а также растений сформировалась способность “отвечать” на воздействие внешней среды и даже усваивать (перерабатывать) продукты этой среды (пример — насекомоядные растения). Эта форма отражения называется раздражимостью . Раздражимость характеризуется определенной избирательностью — простейший организм, растение, животное приспосабливается к окружающей среде.

40 Сущность, структура и функции сознания. Язык и мышление.

Язык и сознание.

Сознание очень тесно связано не только с функциями мозга, но и с речью человека. Появление языка и сознания – шло параллельно и взаимно дополняло друг друга. Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга как внутренне, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Мимико — жестикулярные и звуковые средства взаимного общения, прежде всего, высших животных и послужили биологической предпосылкой формирования человеческой речи.Развитие труда способствовало тесному сплочению членов общества. У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу. Сущность языка имеет двойственную функцию: он служит средством общения и орудием мышления.

Язык — это система содержательных значимых форм. Язык есть непосредственная действительность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга, не разрушая того и другого.

СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ

Сознание – это вторая после материи предельно широкая философская категория. Ф.М. Достоевский считал, что человек есть тайна. Столь же таинственно сознание человека. И сегодня, когда человек проник во многие тайны мироздания, тайны его собственного бытия, а следовательно, и тайны его сознания во многом остаются еще загадочными и вызывают всеобщий интерес. Эта проблема неисчерпаема. И хотя Вы уже имеете определенные знания, попытаемся систематизировать их и углубить, сконцентрировав внимание на природных и социальных факторах, обусловивших возникновение и развитие сознания.

В трактовке сознания существовали и существуют различные точки зрения. Все зависит от того, как те или иные философы решают основной вопрос философии и прежде всего вопрос о природе мира. Объективный идеализм отрывает сознание от природы, материи и наделяет его сверхприродной сущностью (Платон, Гегель и др.). Некоторые субъективные идеалисты заявляли, что наш мозг не есть обиталище мышления (Авенариус).

Материализм исходит из того, что материя первична, а сознание вторично. Оно есть свойство материи. Однако само это свойство понималось по-разному. Гилозоизм (от греч. hyle – материя, zoe – жизнь) считал, что сознание является свойством всей материи (Б. Спиноза, Д. Дидро и др.). Панпсихизм (от греч. pan – все, psuche – душа) также признает всеобщую одушевленность природы (К. Циолковский). С точки зрения диалектического и современного материализма сознание — это функция мозга, отражение внешнего мира.

Неотделимость сознания от материи не означает их тождества. Они существуют реально. Но это различные реальности. Материя – объективная реальность, а сознание – это субъективная реальность. Предмет мысли и мысль о предмете – это не одно и то же. Образ иглы не колет, образ ножа не режет, образ воды не утоляет жажду. Материя, ее виды, уровни – материальный прообраз, сознание – это идеальный образ, идеальная копия материального. Уже это показывает несостоятельность взглядов вульгарных материалистов, которые считали, что мозг выделяет мысль так же, как почки – мочу, печень – желчь, желудок – желудочный сок (К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт). Но противопоставление материи и сознания возможно лишь в рамках основного вопроса философии (что первично), за пределами этого вопроса такое противопоставление относительно и просто ненаучно.

Что же такое сознание и какова его структура? Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, сущность которой заключается в целенаправленном, осмысленном и обобщенном отражении действительности в виде идеальных образов, в творческом ее преобразовании, в разумном регулировании поведения человека, его взаимоотношений с природной и общественной средой.

1. Вся совокупность приобретенных человеком знаний о природном и социальном мире.

2. Осознанные чувственные элементы – ощущения, восприятия, представления.

3. Рациональные элементы – понятия, суждения, умозаключения, память, воля, рассудок, разум.

4. Эмоциональные элементы – внутренние чувства и ощущения человека: любовь и ненависть, горе и радость, симпатии и антипатии, веселость, бодрость, оптимизм, пессимизм и т.д.

5. Самосознание – это знание самого себя, ориентированность на отражение и осмысление своих внутренних чувств, интересов, мотивов поведения, действий и т.д. Здесь внутренний мир человека выступает объектом его собственного познания. Благодаря самосознанию человек осознает себя в конечном счете как личность. Ряд авторов высказывают мысль, что самосознание – это не самостоятельный элемент сознания, а лишь грань сознания, «направленная» на самого себя.

Сознание не исчерпывает всего содержания психики человека, в ней имеется еще и бессознательный пласт (сфера инстинктов и безотчетных влечений). Исследование бессознательного пласта человеческой психики связано с именем австрийского врача, невропатолога, психиатра З. Фрейда.

Происхождение сознания и его биологической предпосылки.

Формированию сознания человека предшествовал длительный период «умственного» развития животных.В истолковании этого развития диалектический материализм исходит из того, что психическое отражение появляется лишь на высоком уровне организации материи и связано с образованием нервной системы. Психическая деятельность животных полностью обусловлена биологическими закономерностями и служит приспособлению к внешней среде, тогда как сознание человека направлено на преобразование мира. В отличие от животного, человек выделяет своё отношение к миру и сам мир как объективную реальность.

Становление человека связано с переходом от присвоения готовых предметов к труду (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 3, с. 19, прим.). В процессе труда происходило разложение инстинктивной основы психики животных и формирование механизмов сознательной деятельности. Зарождаясь и развиваясь в труде, С. в нём прежде всего и воплощается, создавая мир очеловеченной природы, культуры. Сознание могло возникнуть лишь как функция сложноорганизованного мозга, который формировался по мере усложнения структуры чувственно-предметной деятельности и социальных отношений, а также связанных с этим форм знаковой коммуникации (см. Ф. Энгельс, там же, т. 20, с. 490).

С помощью орудий человек вовлекал предметы в искусственные формы взаимодействия. Применение орудий и системы речевых знаков в виде жестов и звуков, т. е. переход к опосредствованной не только практической, но и символической деятельности, в условиях первобытного человеческого стада, а затем и родового общества видоизменил всю структуру человеческой активности. Логика чувственно-предметной деятельности и воспроизводившая её система жестов в актах коммуникации, диктуемых необходимостью совместного труда, превращалась во внутренний план мыслительной деятельности. Орудием этой внутренней деятельности выступила система знаков — язык. Благодаря языку сознание формируется и развивается как духовный продукт жизни общества, осуществляется преемственность человеческой деятельности и общения.

Читать еще:  Поиск людей по соцсетям яндекс

Бессознательное, в широком смысле — совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. В ряде психологических теорий бессознательного — особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от явлений сознания. Термин «Бессознательное» используется также для характеристики индивидуального и группового поведения, действительной цели и последствия которого не осознаются. Термин «Бессознательное» широко употребляется в философии и психологии, а также в психиатрии, психофизиологии, юридических науках, искусствоведении.

Общая идея о бессознательном, восходящая к учению Платона о познании-воспоминании (анамнезе), оставалась господствующей вплоть до нового времени. Иной характер она получила после постановки Р. Декартом проблемы сознания. Идеи Декарта, утверждавшего тождество сознательного и психического, послужили источником представлений о том, что за пределами сознания может иметь место только чисто физиологическая, но не психическая, деятельность мозга. Концепция бессознательного впервые четко сформулирована Г. Лейбницем («Монадология», 1720), трактовавшим бессознательное как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, над океаном тёмных перцепций (восприятий).

Новый стимул в изучении бессознательного дали работы в области психопатологии, где в целях терапии стали применять специфические методы воздействия на бессознательное (первоначально — гипноз). Исследования, особенно французской психиатрической школы (Ж. Шарко и др.), позволили вскрыть отличную от сознательной психическую деятельность патогенного характера, не осознаваемую пациентом. Продолжением этой линии явилась концепция австрийского врача и психолога 3. Фрейда, начавшего с установления прямых связей между невротическими симптомами и воспоминаниями травматического характера, которые не осознаются в силу действия особого защитного механизма — вытеснения. Отказавшись от физиологических объяснений, Фрейд представил бессознательное в виде могущественной иррациональной силы, антагонистичной деятельности сознания. Бессознательные влечения, по Фрейду, могут выявляться и ставиться под контроль сознания с помощью техники психоанализа. Швейцарский психолог К. Юнг, помимо личного бессознательного, ввёл понятие коллективного бессознательного, объективной психики, разные уровни которой идентичны у лиц определенной группы, народа, всего человечества. Учение Фрейда о бессознательном получило чисто иррационалистическую трактовку в ряде современных буржуазных философско-психологических концепций.

Домашнее задание.

Ответьте на вопросы:

1. Сознание (онтологический аспект).

2. Сознание (гносеологический аспект).

3. Основные структурные компоненты сознания: ощущение, восприятие, представления, идеалы, мотивы, память, эмоции, воля.

4. Мышление и его виды. Сознание и самосознание.

5. Бессознательное. Теории бессознательного.

ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ ПО ТЕМЕ:

ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ

ТЕМА 4.3. ПОЗНАНИЕ КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА.

СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ.

Общее понятие познания.

Познание – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, то есть самого себя.

Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения, главным образом, с помощью материальных носителей информации – книг, рисунков, объектов материальной культуры. (Например, Коперник доказал вращение Земли вокруг Солнца, однако это стало достижением не только Коперника или его поколения, но и всего человечества).

В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:

познает окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества);

познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры).

Происхождение сознания его психофизиологические и социальные основы

  • Главная Страница
  • Поиск По Сайту
  • Контакты Обратная связь
  • Главная
  • Психология
  • Книги по психологии
  • Книга Основы психологии и педагогики Узунова Н. С., Туляков Ю. Т.
  • Физиологические основы сознания

Физиологические основы сознания

Физиологические основы сознания.

На все, что человек воспринимает из окружающей среды, он немедленно или, наоборот, со временем более или менее продолжительным, отвечает различными действиями. Эти действия могут быть разными по своему характеру – импульсивными, или непроизвольными, возникающими как непосредственный ответ на полученное раздражение из окружающей среды, или же замедленными, продуманными, произвольными, показывающими понимание человеком происшедшего и его определенное отношение к тому, что произошло. В последнем случае человек проявляет сознательное отношение к действительности. Его действиями управляет сознание.

Сознание – одно из наиболее сложных психических явлений, свойственных человеку; способ отношения к миру через общественно выработанную систему знаний, закрепленных в языке, во всех ее смыслах и значениях, наивысшая форма отражения действительности. Возникает сознание только в обществе. И физиологи, и психологи неоднократно пытались объяснить явление сознания. Но в настоящее время нет достаточно обоснованных гипотез механизмов сознания. Хотя в последние годы получен ряд фактов, проливающих свет на это таинственное явление. По своей природе сознание является свойством высокоорганизованной материи – головного мозга человека. Регистрируя разные показатели деятельности мозга и поведения человека, можно определить рамки, в которых сознание может существовать. Для этого разработан ряд критериев, согласно которым считается, что человек находится в сознании, если он способен:

  • 1) сосредоточиться на разных явлениях соответственно окружающей обстановке;
  • 2) порождать абстрактные мысли, оперировать ими, а также выражать их словами;
  • 3) оценивать будущий поступок, то есть проявлять способность к оценке и прогнозу;
  • 4) осознать свое «Я» и признать другие индивидуумы;
  • 5) оценить значение эстетических и этических ценностей.

Все эти результаты поведения человека свидетельствуют о наличии сознания. Сознание имеет решающее значение в любой сфере человеческой деятельности. Еще до того, как приступить к какой-нибудь работе, человек обдумывает предварительно ее план, выбирает необходимые средства труда, общается с другими людьми, если работа имеет коллективный характер, проверяет свои успехи на промежуточных этапах, исправляет допущенные ошибки и настойчиво преодолевает препятствия, появляющиеся на пути достижения поставленной цели. Сознание сопровождает весь путь этой деятельности. Отсюда и характеристика этой деятельности как сознательной.

Известно, что ретикулярная формация (совокупность нервных клеток ствола мозга) поддерживает активность коры большого мозга. Торможение деятельности ретикулярной формации снижает способность осознавания сигналов. Важную роль в процессах сознания играет двигательный центр речи и его связи с сенсорными зонами коры (зоны органов чувств). Именно этим определяется значительная роль языка в становлении сознания человека, развитии его психики. Сознание является результатом деятельности целостного мозга, тесного взаимодействия коры и подкорковых центров. Ведущую роль в организации сознания играет левое полушарие, обеспечивающее также функцию речи.

Читать еще:  Объектами правоотношений по обязательному социальному страхованию являются

Неосознанные формы высшей нервной деятельности. Наше сознание несло бы на себе чрезмерный груз, если бы каждый шаг деятельности осуществлялся бы под его контролем. Сознание опирается на много врожденных и выработанных механизмов, приемов, проходящих бессознательно и подсознательно. Каковы их механизмы? Какова их роль в регуляции поведения человека? Ответ на эти вопросы частично можно дать и сегодня. Хотя еще остается много непонятного.

Бессознательное – психические процессы и состояния человека, охватывающие весомый пласт психики человека. Бессознательное охватывает все не осознаваемые человеком психические явления (инстинкт, интуиция, автоматизм, гипноз и другие). Бессознательное может играть как положительную роль (навыки и другие автоматизмы, повышающие профессиональное мастерство), так, иногда и отрицательную.

Подсознательное – это одна из сторон целостного психического процесса, находящегося под порогом сознания и базирующегося на той же физиологической основе, что и сознание. Подсознательными являются только те явления психики, которые в данный момент находятся вне фокуса сознания, не связаны с ним органически, влияют на его течение и при соответствующем изменении условий сравнительно легко переходят в его сферу. Например, обычные для всех явления, так называемого автоматизированного поведения, когда с закреплением навыка он уже не осознается, а выполняется на уровне подсознания, хотя вырабатывался навык под постоянным сознательным контролем.

Неосознанное восприятие – это явление, когда внешний неосознанный раздражитель вызывает эмоциональные поведенческие реакции.

Из наблюдений психиатров известно, что в определенных случаях неосознанные внешние сигналы, если они хотя бы раз совпадали с сильными отрицательными эмоциями, могут через некоторое время вызвать необъяснимые, беспричинные переживания. Как доказано в опытах, проведенных на людях, порог распознавания эмоционально важных слов значительно меньше, чем порог нейтральных слов. Это свидетельствует о том, что существует механизм, который оценивает эмоциональную важность слова, а затем решает, понизить или повысить порог осознавания. Например, при продолжительных конфликтных жизненных ситуациях эмоционально важные сигналы, особенно словесные, возбуждают структуру подкорковых центров, которые, в свою очередь, препятствуют переводу этого сигнала в сознание. Таким образом, в сознание человека не допускаются те сигналы, которые были бы способны вызывать еще более эмоциональное напряжение. Считается, что именно так действует механизм «психологической самозащиты», то есть мозг сам ограничивает доступ в сознание информации, способной ему навредить. Относительно механизма подсознания существует и иная гипотеза, не противоречащая первой. Согласно этой гипотезе у вполне здоровых людей психические процессы в правом полушарии могут функционально изолироваться от происходящих в левом полушарии головного мозга. Но если учесть, что полушария в своей деятельности дополняют друг друга, то следует считать, что и в механизмах реализации процесса подсознательных явлений левое и правое полушария взаимодействуют.

Регуляция поведения человека осуществляется при активном взаимодействии сознания, подсознания и неосознанной формы деятельности мозга. Сознание способно при необходимости переводить программу поведения из подсознания на уровень сознания. Таким образом, освобождая кору большого мозга от перегрузки путем перевода восприятия впечатлений, усвоенных знаний, выработанных навыков, привычек и разнообразных переживаний на уровень осознания, сознание в то же время выступает как стимулятор подсознательных программ поведения.

Итак, сознание – один из наиболее сложных психических процессов, определяющих отношение человека к окружающему миру. Сознание тесно связано с языком. Подсознание – это процессы анализа информации и формирования поведенческих реакций, не достигающих уровня сознания.

Происхождение сознания его психофизиологические и социальные основы

Сознание возникает в результате бесконечного развития материи и является свойством, функцией высокоорганизованной материи – человека. Связь сознания с человеком изучается рядом частных наук: психологией, физиологией, морфологией мозга и др. Философия выясняет наиболее общую сущность связи человека и его сознания.

Часто сознание определяют как свойство мозга. Однако мозг – это биологич.орган, а сознание – соц.явление; и поэтому утверждать, что оно есть свойство мозга, значит рассматривать качественно более сложное явление как свойство более простого, биологич.органа. Социальное не может быть свойством биологического.

Ленин: человек мыслит при помощи мозга. Мозг выступает в качестве непосредственного носителя мысли.

Важной проблемой психофизиологии является связь психики и мозга (сознания и материи).

В истории науки выдвигался ряд психофизиологических концепций.

1. Исторически более древними из них являются 2 противоположные концепции: тождества души и тела (психического и физиологического) и независимости души от тела. Концепция тождества в античной философии выражена в представлениях о материальности души (атомизм); душа и тело, по сути, имеют одинаковое строение (Демокрит: все состоит из атомов). Концепция независимости выражена в религиозных и идеалистич.взглядах; считали, что связи между душой и телом нет, они противоположны друг другу.

2. В 17-18в. возникла концепция психофизиологич.параллелизма: психика и физиология обладают самостоятельным, отличным друг от друга содержанием, однако они существуют одновременно.

3. Концепция психофизиологич.взаимодействия: психика и физиология обладают отличным друг от друга содержанием, взаимодействуют: психическое влияет на телесные процессы, телесные на психические.

4. Концепция психофизиологич.монизма говорит, что психическое и физиологическое – 2 стороны одного 3го начала, которое одни трактовали с позиций материализма, другие – с позиций идеализма. Однако это основание не нашли.

5. В материалистич.философии научная формула физиологич.основ психики была разработана отечественным физиологом И.М.Сеченовым, который рассматривал физиологич.явления как основу более сложных – психических.

6. Развернутое обоснование концепции физиологич.основ психики дал русский физиолог И.П.Павлов. Там, где раньше видели только психическую деятельность (большие полушария головного мозга), он обнаружил новую сложнейшую область чисто физиологических явлений – высшую нервную деятельность. Павлов считал, что психическое и физиологическое – это высший и низший уровни деятельности мозга.

Проблема связи между психикой и физиологией привела к возникновению психифизиологич.парадокса: Мозг имеет нейронное строение, причем нейроны практически одинаковы и их число ограниченно. Психика представлена бесконечным многообразием образов, понятий, ощущений, восприятий. Возникает вопрос: как на основе конечного числа однородных нейронов возникает бесконечное многообразие психич.образов? Откуда берется это многообразие в голове? Как однообразное становится многообразным?

В ходе научных изучений был сделан вывод, что бесконечное многообразие образов возникает не из деятельности мозга, а на основе бесконечного многообразия действий человека, его практич.деятельности.

В свете представлений совр.психологии, физиологии, научной философии в соотношении психического и физиологического можно выделить 3 осн.момента: 1) Возникая из физиологич.процессов и существуя на их основе, психическое находится в глубокой зависимости от физиологического, что является подтверждением идеи зависимости психического от материального мозга. 2) Являясь функцией мозга, психическое подчинено своим собственным законам. При этом специфич.законы психики зависят от физиологических, как законы высшего уровня зависят от законов низшего уровня. 3) Психика оказывает обратное влияние на физиологич.процессы, играет ведущую роль в поведении.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×