Понятие социальной статики и социальной динамики ввел - Новости с мира ПК
Vvmebel.com

Новости с мира ПК
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Понятие социальной статики и социальной динамики ввел

Социальная статика и динамика;

Методы науки.

Конт исходит из того, что она должна применять общенаучные методы, специфическим образом применять методы, используемые в других науках, и, наконец, использовать свои собственные методы и приемы. Как и в других науках, в социологии необходимо применять индукцию и дедукцию, но первый метод в ней предпочтительней второго. Однако сам Конт использовал главным образом дедуктивный метод. Как и в биологии, здесь в процессе исследования надо продвигаться от целого к частям, от системы к элементам, а не наоборот.

Наблюдение (один из главных) соц фактов, что дает возможность поставить Соц на уровень науки. подчеркивает, что ему должна предшествовать выработка какой-то общей теории. Всякое изолированное, чисто эмпирическое наблюдение бесплодно и недостоверно: в этом случае наблюдатель чаще всего даже не знает, что он должен рассматривать в данном факте. Любой эмпир. Материал должен пройти контроль теории.

Эксперимент: прямой (наблюдение явлений под влиянием созданных условий) и косвенный (Анализ патологических явлений в социологии, как и в биологии).

Сравнительный – сопоставление разл-х типов О и общностей, в связи с законом развития О.

Исторический (Суть в сопоставлении различных фаз эволюции человечества, последовательной оценке различных состояний человечества) в научном отношении он дополняет общую научную методологию.

Любой объект, по Конту, может изучаться с двух точек зрения: статической и динамической. Это относится и к изучению социальной системы. Поэтому социология делится в его доктрине на две части: социальную статику и социальную динамику. Для с/с высшая цель — обнаружение законов социального порядка, для с/д— законов прогресса.

Социальная статика — это социальная анатомия, изучающая строение социального организма, с/д- социальная физиология, изучающая его функционирование. Объект первой из них — общества «в состоянии покоя», объект второй — общества «в состоянии движения». С/с выделяет «структуру коллективного существа» и исследует условия существования, присущие всем человеческим обществам, и соответствующие законы гармонии.

Социальная динамика — это теория прогресса. Понятие прогресса характерно только для человеческих обществ, составляет их специфику и позволяет отделить социологию от биологии. Прогресс здесь возможен благодаря тому, что, в отличие от обществ животных, одни поколения могут передавать другим накопленные материальные и духовные богатства. Социальный прогресс в конечном счете проистекает из врожденного инстинкта, заставляющего человека «непрерывно улучшать во всех отношениях любое условие своего существования». Конт постоянно подчеркивает непрерывный и преемственный характер прогресса. Подобно тому как социальная статика выявляет солидарность в пространстве, социальная динамика выявляет солидарность во времени. Социальная динамика рассматривает каждое последовательное состояние общества как результат предыдущего и необходимый источник будущего. Главный закон социального прогресса у Конта — это закон трех стадий. Все общества раньше или позже проходят в своем развитии теологическую, метафизическую и позитивную стадии.

Г.Спенсер (1820-1903) – английский философ и социолог — явился продолжателем контовского позитивизма, хотя и отрицал свою зависимость от взглядов его основателя. Специфическая особенность позитивизма Спенсера заключалась в его учении о всеобщей эволюции, сводимой к непрерывному перераспределению телесных частиц и их движений, протекающих в направлении к соединению (интеграции) их самих и рассеиванию (дезинтеграции) движения, что приводит к равновесию. Под это механистическое понимание эволюции Спенсер пытался подвести все явления – от неорганических до нравственных и социальных. Спенсер понимал эволюцию как простое описание наблюдаемых фактов. Он не пытался искать ее причины.

Главным для Спенсера, в отличие от Конта, было изучение не общества как целого, а его структурных единиц, их функций и взаимодействия. Не случайно социологические взгляды Спенсера рассматриваются как пример индивидуалистического подхода к изучению общества и его эволюции.[1]

Отождествляя социальное с биологическим, Спенсер тем не менее считал, что отдельные личности могут обладать гораздо большей самостоятельностью, чем биологические клетки. Он, подчеркивая свойство саморегуляции в живой материи, на этом основании ставил под сомнение значимость государственных форм, рассматривал их в качестве инструментов насилия в большей мере, чем агентов регуляции. Общество по мере развития своей промышленной основы движется все к большей дифференциации. Как позитивист, Спенсер отрицательно относился к социальным революциям, считая их болезнью.

Герберт Спенсер (1820-1903) — английский философ и социолог, один из основоположников позитивизма.

Основные труды: “Синтетическая философия”, “Социология как предмет изучения”, “Основы социологии”.

На основе изучения развития органического мира Спенсер на семь лет раньше Дарвина пришел к идее существования эволюции в биологическом мире и сформировал принципы естественного отбора и борьбы за выживание в мире природы. Он много времени уделял взаимосвязи природы и общества.

Социологическая система Спенсера базируется на трех основных элементах:

1. эволюционной теории,

2. органицизме, (рассмотрение общества как определенного рода организма),

3. учении о социальной организации — структурных механизмах и институтах.

Предмет социологии:

1. Изучение эволюции в ее наиболее сложной форме.

2. Предметная область социологии определяется особым характером явлений надорганического порядка. С точки зрения Спенсера, ее образуют «процессы и продукты, предполагающие координированные действия многих индивидов», иначе говоря, процессы и продукты человеческого взаимодействия («действий» и «реакций»). Из этой предметной области Спенсер в качестве основных единиц изучения выделил «социальный агрегат» (или «общество») и социальный институт». Изучать их можно и нужно в двух аспектах: в аспекте их эволюционного изменения и развития и в аспекте их внутренней структуры.

По аналогии с биологическим организмом Спенсер рассматривал общество как сложный организм, исходным элементом, которого выступает индивид. Правда соотношение части и целого он трактовал особым образом. Индивид, хотя и выступает частью целого (общества), тем не менее это не обычная часть органического целого, а такая, которая характеризуется многими признаками целого, но обладает относительной свободой в рамках целостной структуры общественной организации. Спенсер выделял черты сходства биологического и социального организмов:

1. рост, увеличение в объеме,

2. усложнение структуры,

3. дифференциация функций,

4. рост взаимодействия структуры и функций,

5. возможность временного существования частей при расстройстве жизни целого.

В тоже время он видел различия биологического и социального организма: в первом — части соединены неразрывно, вторые же — дискретное целое, в котором части — люди — свободны и рассеяны. В первом — способность чувствовать сосредоточены в одной части, в обществе же сознание разлито по всему организму. В живом организме части существует ради целого, в обществе же благо общества существует для его членов — людей. По Спенсер, социальный организм состоит из трех главных систем: регулятивной системы-это государство обеспечивающее подчинение частей целому, поддерживающей системы — производящей средства для жизни, и распределительной системы — связь органов.

Аналогия с биологическим организмом сказалась и на трактовке идеи эволюции Спенсера. В теории эволюции он выделил две стороны: интеграцию и дифференциацию:

1. интеграция — в объединении индивидов в группы (органы по аналогии с биологическим организмом), каждый из которых выполняет свойственные ей функции. Общество возникает как объединение индивидов в связи с ростом численности или постепенным слиянием маленьких владений в крупные феодальные, из которых вырастают провинции, королевства, империи.

2. дифференциация заключается в движении от однородного к разнородному, в усложнении строения. Первобытное общество — простое и однородное. Но в последствии возникают новые социальные функции, происходит разделение труда, происходит дальнейшая разнородность структуры и функций, что приводит к возникновению другого более сложного типа общества.

Спенсер рассматривал эволюцию как единство этих двух процессов. Эволюция проходит три фазы: неорганическую, органическую и сверхорганическую. Фазы — это основные этапы эволюции, проходят определенные периоды развития. Неорганическая фаза — это возникновение и развитие космических систем, органическая фаза — возникновение и развитие растительного и животного мира, сверхорганическая — возникновение и развитие человека и общества.

Читать еще:  Почему не удаляется антивирус

Спенсер считал, что в истории осуществляется переход от общества, в котором личность целиком подчинена социальному целому («военный» тип), к обществу, в котором социальный организм служит составляющим его индивидам («промышленный» тип). Невмешательство государства в соц.-экон. жизнь, свободная конкуренция, частная инициатива во всех сферах являются по Спенсеру условиями и источниками общественного прогресса.

В своей работе «Основания социологии» Спенсер так пишет о том, что в обществе регресс имеется столь же часто, как и прогресс.

Хотя аналогия с природным биологическим организмом в теории Спенсера нередко вела к упрощению в понимании общества, в то же время она обнаружила огромный и плодотворный методологический потенциал.

Спенсер сформулировал основные принципы функционального подхода, которые затем развил Парсонс. Эти принципы состояли в следующем:

1. Общество рассматривается как целостная структура, единый организм, состоящий из множества частей: экономической, политической, военной, религиозной и т.д.

2. Каждая часть может существовать только в рамках целостной системы, где она выполняет определенные функции.

3. Функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности. Все вместе функции направлены на поддержание устойчивости общества и его воспроизводство.

4. Поскольку каждая из частей выполняет только ей присущую функцию, в случае нарушения деятельности частей, выполняющих определенные функции, чем больше эти функции отличаются, тем труднее другим частям восполнить нарушенные функции.

Спенсер первый приметил в социологии понятия структуры и функции, системы, института.И последнее, надо сказать, является его важной заслугой. Не смотря на то, что Спенсер ввел термин социальный институт,четкого определения дать ему не смог.

Социальный институт — орган общественного суперорганизма, который делает возможными совместную жизнь и сотрудничество. Им были выделены домашние и., обрядовые и., политические, церковные и., профессиональные и., промышленные и.

Лишь путем изучения этих институтов, полагал Спенсер, можно познать специфику основной «социальной единицы» — индивида.

1. Спенсер является родоначальником органической школы в социологии;

2. Сформулировал основные функции общества: поддерживающая, распределительная, регулятивная;

3. Вел термин «социальный институт», попытался исследовать эту категорию;

4. Сформулировал закон равной свободы: каждый человек волен делать все, что захочет, если не ограничивает свободу других людей.

Конечно, многое в теоретическом наследии Конта и Спенсера устарело и ныне представляется наивным дилетантизмом. Не случайно их концепции называют «протосоциологией», т.е. первичной, незрелой социологией. Это приступ к настоящей науке, но еще не вполне наука. И все же труд их не пропал даром. Ими были созданы контуры науки, отличительные методы познания, было дано имя науке. Основоположники позитивной социологии открыли путь, ведущий в еще неизведанные области социального познания

2. Классическая социология (Э. Дюркгейм, М. Вебер)

Классический этап в развитии социологии конец 19 – 20-е гг. 20 века.

Назовем причины выделения данного периода:

1. исторические предпосылки: резкое обострение социальных конфликтов между социальными группами;

2. кризис в естествознании – потребовался новый подход к анализу социальной действительности.

Именно в этот период было дано истинно научное описание социальной реальности, были предприняты попытки использования эмпирических данных.

К началу ХХ в. возникли предпосылки для превращения социологии в общепризнанную социальную науку. Выдающуюся роль в реализации этой возможности сыграли такие европейские мыслители, как Э. Дюркгейм (1857-1917) и М. Вебер (1864 –1920).

1. Социология Э.Дюркгейма. Вслед за Контом Дюркгейм считается одним из общепризнанных создателей социологии. Все более или менее значительные социологические теории ХХ в. так или иначе ориентировались на идеи основателя французской социологической школы. Являясь преемником Конта, Дюркгейм значительно развил учение основателя позитивизма. Если Конт исследовал лишь процесс возникновения социальных явлений, то Дюркгейм искал причину этих явлений.

Социальная статика и социальная динамика. Какова, по мнению Конта,роль семьи в обществе?

Любой объект, по О. Конту, может изучаться с двух точек зре­ния: статической и динамической. Поэтому социологию он разде­лил на две части — социальную статику и социальную динамику. Для социальной статики высшая цель — обнаружение законов со­циального порядка, для социальной динамики — законов прогресса. Социальная статика — это социальная анатомия, изучающая строение социального организма, социальная динамика — соци­альная физиология, изучающая его функционирование. Объектом изучения социальной статики является общество «в состоянии покоя», объектом социальной динамики — общество «в состоянии движения».

Общество рассматривается О. Контом как органическое це­лое, все части которого взаимосвязаны и могут быть поняты только в единстве. В соотношении и взаимодействии общества и личности главным, исходным для О.Конта служит первое: не индивиды соз­дают общество, а общество определяет социальную природу лич­ности. В качестве важнейших структурных элементов, институтов общества он выделял семью, государство, религию, которые анализируются с точки зрения их роли в установлении согласия и со­лидарности. По его мнению, именно семья, а не индивид, состав­ляет простейшую единицу общества. Важнейшей функцией семьи является воспитание молодого поколения в духе преодоления врожденного эгоизма и индивидуализма.

Государство, по О. Конту, — это главный гарант общественно­го порядка, выразитель «общественного духа», стоящий на страже социальной солидарности. Следование общественному порядку, подчинение государству и его законам — это священный долг любо­го члена общества. Но единство общества, всего человечества должно базироваться, прежде всего, на духовном, моральном един­стве. Поэтому особенно велика, по его мнению, роль религии, ре­лигиозных убеждений, образующих фундаментальную основу со­циального порядка.

Социальная динамика — это теорий общественного развития. О. Конт подчеркивает непрерывный и преемственный характер про­гресса. Первичным, решающим фактором развития общества яв­ляется духовное, умственное развитие. Поэтому характер общест­ва на каждом историческом этапе и направление его развития оп­ределяются «состоянием человеческих умов». Трем ступеням умственного развития — теологической, метафизической и позитив­ной — соответствуют и три стадии исторического прогресса.

На теологической стадии человек объясняет все явления на основе религиозных представлений. Теологическое состояние умов приводит к военно-авторитарному режиму, в котором основ­ная власть принадлежит священникам и военным. Метафизическая стадия, по мнению О.Конта, является переходной эпохой, для ко­торой характерно разрушение религиозных убеждений — фунда­мента общественного порядка — и замена их умозрительными, сверхчувственными принципами бытия, философскими абстрак­циями. Как для первой, так и для второй стадии свойственен поиск внутренней природы, начала и назначения всех вещей.

Только на позитивной, научной стадии строй человеческого мышления становится в полном смысле окончательным, зрелым. Это проявляется в том, что поиск сущностей заменяется исследо­ванием позитивных законов, то есть постоянных отношений, суще­ствующих между наблюдаемыми явлениями. Именно подобного рода законы обеспечивают рациональное предвидение. Характер­ными чертами позитивной стадии являются расцвет промышлен­ности, разбитие наук, рост их общественного значения. Именно на этой стадии формируется позитивная наука — социология. Позднее О. Конт пришел к выводу о том, что социология должна стать новой «религией человечества» с ее проповедью всеобщей любви и по­клонения человечеству. Противоречивость позиции О. Конта про­явилась в том, что он, с одной стороны, провозгласил подход к со­циологии как к объективной, строгой и беспристрастной науке, с другой — социология оказалась для него не просто наукой, а миро­воззрением, призванным практически преобразовать всю социаль­ную жизнь, включая мораль, политику, религию и т.д.

Социальная динамика и статика Огюста Конта

Понятие социальной динамики и статики разрабатывал О. Конт в теории общественного прогресса, в основе которой должна лежать, согласно её автору, история человеческого духа. Социальная динамика — это сфера изучения законов эволюции общественных форм, последовательной смены систем и структур, детерминированной естественными, природно-климатическими факторами, экономическими условиями и духовно-нравственными усилиями субъектов человеческой деятельности.

Читать еще:  Как убрать вирус с пк

К социальной статике О. Конт относил социальный порядок и устойчивые социальные системы и структуры, локализованные во времени и пространстве, скреплённые чувством солидарности, общественным договором, общими интересами, морально-нравственными, правовыми и идеолого-политическими нормами. К такого рода структурам, считал О. Конт, относится семья, социальная группа, класс, организация, нация, государство.

Социальная динамика должна приводить к прогрессу в развитии общества. Конт выделял первичные и вторичные факторы, влияющие на социальный прогресс. Первичным Конт считал духовное, умственное развитие. Вторичными факторами он считал расу, климат, прирост населения, среднюю продолжительность жизни.

Действие вторичных, по О.Конту, только замедляет или ускоряет прогресс общества, который должен совершаться по определённым законам и его стадии не могут быть изменены. Конт разделял прогресс по определённым сферам: материальная, в которой происходит внешнее улучшение жизни; физическая, при которой должно происходить улучшение человеческой природы; интеллектуальная, где развивается интеллект и развивается переход от религиозного мировоззрения к научному; моральная, при которой происходит развитие чувства коллективности. О. Конт придавал существенное значение интеллектуальной и моральной сферам. Социальная динамика предполагает действие закона трех стадий, который говорит о том, что 3 стадии развития человеческого мышления сходны с тремя стадиями развития истории.

Первая – теологическая, она определяется периодом древности и раннего средневековья примерно до 1300 года. О. Конт делит эту стадию на фетишизм, политеизм и монотеизм. В первый период развития истории (фетишизм) люди могут приписывать жизнь окружающим предметам и видеть в них богов. При политеизме, который был распространён в Древней Греции и Риме, обожествлялись некие существа, вмешательство которых объясняло людям того времени многие явления. Период монотеизма связан с появлением и развитием христианства.

Метафизическая стадия (примерно с 1300 по 1800 годы) рассматривалась Контом как переходная, характеризующаяся разрушением старых верований – фундаментальным основанием общественного порядка. Важнейшим событиям этой эпохи (Реформации, философии Просвещения, Французской революции) сопутствует распространение негативной критической философии, приведшей к упадку авторитетов. Метафизический дух той эпохи порождал сомнения, нравственную испорченность и политические катаклизмы.

Обществу, находящемуся в состоянии анархии, необходима новая идеология, которая могла бы выполнять интеграционную роль. Создать такую идеологию, считал Конт, – задача вполне реальная. Социальная динамика как проявление естественных эволюционных законов должна способствовать прогрессивному развитию общества.

Третья стадия – позитивная. Она наступает тогда, когда происходит распространение наук, рост их социального значения, развитие промышленности и всех сфер жизнедеятельности при основополагающем развитии позитивистской морали. Победа альтруистических идеалов над эгоистическими, улучшение социальных чувств, быстрый рост материальной культуры, обеспечивающий справедливость и мир, – такова, по О. Конту, социальная динамика, которая должна была бы привести общество к прогрессу. Однако взгляды Огюста Конта многие учёные считают утопическими.

Социальная статика и динамика – это два раздела одной общей социологической теории, изучающей общество как единую систему.

Социальная динамика и социальная статика О.Конта.

Любой объект, по Конту, может изучаться с двух точек зрения: статической и динамической. Эти две дисциплины соответствуют двум частям главного лозунга контовского учения «Порядок и прогресс». Для социальной статики высшая цель — обнаружение законов социального порядка, для социальной динамики — законов прогресса. Объект первой из них — общества «в состоянии покоя», объект второй — общества «в состоянии движения». Социальная статика выделяет «структуру коллективного существа» и исследует условия существования, присущие всем человеческим обществам, и соответствующие законы гармонии. Эти условия касаются индивида, семьи, общества (человечества). Индивид естественным и необходимым образом предназначен жить в обществе; но и эгоистические склонности у него также носят естественный характер. «Подлинный социологический элемент» — не индивид, а семья. Семья — это школа социальной жизни, в которой индивид учится повиноваться и управлять, жить в гармонии с другими и для других. Она прививает чувство социальной преемственности и понимание за-висимости от прошлых поколений, связывая прошлое с будущим: Общество образуется из совокупности семей; в нем стадия семейного существования перерастает в стадию политического существования. Семья, племя, нация, государство — все это фазы ассоциации в последовательном стремлении к человечеству. Разделение труда, по Конту, не только экономический, но фундаментальный социальный факт, «самое главное условие нашей социальной жизни». Именно разделение труда лежит в основе социальной солидарности, а также увеличения размера и растущей сложности социального организма. Оно развивает социальный инстинкт, внушая каждой семье чувство зависимости от всех других и своей собственной значимости, так что каждая семья может считать себя выполняющей важную и неотделимую от всей системы общественную функцию. Солидарность, присущая всем живым объектам, в обществе достигает наивысшей степени. Для обозначения этой степени и специфики социальной солидарности в человеческом обществе Конт со временем начинает использовать понятие социального консенсуса (согласия). Консенсус в его теории — «основная идея социальной статики». В принципе структура общества, изучаемая социальной статикой, по Конту, радикально не изменяется. Она может лишь испытывать болезненные потрясения в «критические» периоды, но затем вновь восстанавливается благодаря прогрессу. Ведь согласно одной из его формул, «прогресс есть развитие порядка».

Понятие прогресса характерно только для человеческих обществ, составляет их специфику и позволяет отделить социологию от биологии. Прогресс здесь возможен благодаря тому, что, в отличие от обществ животных, одни поколения могут передавать другим накопленные материальные и духовные богатства. Теория прогресса Конта в основе своей является антропологической. Социальный прогресс в конечном счете проистекает из врожденного инстинкта, заставляющего человека «непрерывно улучшать во всех отношениях любое условие своего существования», развивать «в целом свою физическую, моральную и интеллектуальную жизнь. ». Конт оговаривается, что прогресс не равнозначен безграничному росту счастья и человеческого совершенства, отмечая, что последнее по-нятие лучше заменить понятием «развития». Социальная динамика лишена оптимизма, так как она признает возможность и даже необходимость отклонений. В истории «органические» периоды чередуются с «критическими», когда преемственность нарушается. И тем не менее, социальное развитие в целом у Конта изображается как совершенствование, улучшение, прогресс. Конт постоянно подчеркивает непрерывный и преемственный характер прогресса. Подобно тому как социальная статика выявляет солидарность в пространстве, социальная динамика выявляет солидарность во времени. Социальная динамика рассматривает каждое последовательное состояние общества как результат предыдущего и необходимый источник будущего, так как, согласно аксиоме Лейбница, «настоящее беременно будущим». Главный закон социального прогресса у Конта — это закон трех стадий. Все общества раньше или позже проходят в своем развитии теологическую(фетишистский период), метафизическую(период политеизма) и позитивную (период монотеизма) стадии. В метафизическую эпоху люди обладают правом свободной дискуссии и основываются только на индивидуальных оценках. В позитивную эпоху духовное управление осуществляется «учеными», мирское — «индустриалами». Позитивная стадия в развитии человечества должна была начаться сразу после Великой Французской революции, но Революция осуществила лишь разрушительную задачу и уклонилась от нормального пути. Социальная динамика завершается пророчествами, практическими рекомендациями и утопическими проектами.

7.

Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 7 | Нарушение авторских прав

Учение О. Конта о социальной статике и социальной динамике

О. Конт подразделил социологию на две части: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика и социальная динамика – это анатомия и физиология общественного организма: первая изучает явления общественного строения, вторая – процессы общественной жизни, ее развитие.

Читать еще:  Антивирус онлайн майкрософт

Социальная статика – это теория общественного порядка и наилучшей организации общества, учение о достижении социальной гармонии. Задачей статической социологии О. Конт считал изучение взаимодействий, которые происходят постоянно между различными частями общественной системы. По его мнению, отдельные социальные элементы не имеют безусловного и независимого существования, а тесно связаны между собой.

Анатомируя общество, О. Конт особо выделял такие его элементы, как семья, государство и религия. Основным элементом структуры общества О. Конт считал семью. Семья представляет естественное состояние социальности человека, семейные отношения – естественная основа всех отношений в обществе. Семья, а не индивидуум, образует простейшую целостность, сумма _______которых образует общество. Главный вопрос «социальной статики» – это вопрос о природе социальной связи. Социальная связь носит внешний характер, так как главную роль в ее образовании играет материальная необходимость (промышленность, торговля и т.п.). В структуре общества О. Конт различал 4 класса: высший класс – представители научного и эстетического видов деятельности, второй класс – представители производства и торгово-финансовой сферы (банкиры, торговцы, предприниматели), третий класс – земледельцы, четвертый класс – рабочие. Отношения между классами основываются на разделении труда и координации их деятельности.

Социальная динамика О. Конта имеет более историко-философский, чем социологический характер. Основная идея социальной динамики – эволюция человечества. При этом социальные перемены происходят в соответствии с постоянным и неизменным естественным законом. Социальные изменения обусловлены многими факторами, однако главным из них является развитие разума, т.е. интеллектуальная эволюция. Именно поэтому изучение истории человеческого знания является основой исследования развития общества. В рамках социальной динамики О. Конт обосновал два закона – закон «трех стадий» и закон «двойной эволюции». Согласно закону «трех стадий», познавательная деятельность людей прошла через три стадии, в соответствии с которыми О. Конт выделяет три стадии в развитии общества:

1. Теологическая стадия (до 1300 г.) – характеризуется господством религии, здесь все объясняется на основе религиозных представлений. Вся истина о природе и обществе уже сказана в священных книгах (Библия, Коран и т.д.). На этой стадии развития общественного сознания доминирует религиозная мифология. Человек стремится к абсолютному познанию поражающих его воображение явлений и объясняет их действием абсолютных сверхъестественных сил. Отсюда вопросы морали и политики решались на базе религиозного сознания, религиозных ценностей.

2. Метафизическая ____________стадия (до 1800 г.). На этой стадии господствует метафизика (философия). Здесь уже присутствует попытка описать не сверхъестественные сущности, а реальную природу и человека. Однако здесь мир объясняется с помощью априорных «первосущностей», «конечных причин» и т.п. На данном этапе главным является критика первой стадии. На этой стадии человеческое сознание, по О. Конту, больше оперирует не воображением, а понятиями, отражающими реальные процессы внешнего мира. Однако из-за слабого развития науки эти понятия абстрактны. Метафизический метод, ориентирующийся на познание реальных явлений, однако не давал исчерпывающей картины природных и социальных явлений и не позволял окончательно избавиться от мифов.

3. . Позитивная стадия (с 1800 г.). В это время появляется такое знание, в котором мир объясняется через реальные причины. Прошлые подходы к объяснению мира сменяются исследованием его законов. Знание этих законов необходимо, чтобы учитывать и предвидеть их действие. Истинная наука сочетает наблюдение и предвидение. В рациональном предвидении мыслитель видел практическое назначение социологии. По О. Конту, к XIX в. естественные науки уже прошли теологическую и метафизическую стадии и достигли позитивной, а социологии еще предстояло это сделать. Для этого надо было освободить социологию от метафизики.

Второй закон – закон «двойной эволюции» – касается объяснения причин эволюции общества. Все факторы общественного развития О. Конт подразделяет на две группы – первичные (духовные, интеллектуальные) и вторичные (климат, раса). При этом, по его мнению, первая группа факторов обладает безусловным приоритетом по отношению ко второй.

Г. Спенсер(1820-1903) – английский философ, социолог – второй «отец-основатель» социологии. Его основные работы: «Основания социологии» (1876-1896), «Социология как предмет изучения» (1903) и др. Г. Спенсер впервые в истории социологии попытался дать систематическое изложение предмета, задач и проблематики социологии. Он ввел в социологию многие широко употребляемые социологические термины: социальная система, социальный институт, социальный контроль, структура и функция и другие. Взгляды Г. Спенсера обычно характеризуются как «эволюционно

организмическая теория», так как он наиболее плодотворно развил и соединил две идеи: 1) общество как организм и 2) эволюция общества. Центральное понятие концепции Г. Спенсера –эволюционизм. Г.Спенсер говорил о себе: если О. Конт изучает происхождение идей, то я стремлюсь изучить эволюционные изменения социальныхинститутов. Сам предмет социологии, по Г. Спенсеру, это и есть изучение роста, развития, строения и отправлений общественного агрегата. Эволюция – источник любого природного и общественного явления.

Г. Спенсер прослеживает эволюцию от простых обществ к более сложным, и проводит мысль об усилении дифференциации и интеграции социальных функций в процессе общественного развития. Социальная эволюция выступает как автоматический и предопределенный процесс развития и разложения конкретных социальных организмов. Социальный прогресс он видел в последовательном усложнении организации общества. Чем более развито общество, тем оно сложнее, т.е. более дифференцировано в структурном и функциональном отношениях. В этой связи он подразделял общества на простые, сложные, вдвойне сложные, втройне сложные.

Главный фактор общественного развития он видел в разделении труда, которое приводит к высшему типу общественного устройства – «индустриальному обществу». Г. Спенсер подразделяет социальные структуры на две группы: в одних сотрудничество людей является принудительным, в других – добровольным. В связи с этим он делит общества на два типа – «военные» и «промышленные» (индустриальные). «Военный» тип общества характеризуется сильным централизованным контролем и иерархическим порядком власти. Вся жизнь подчинена дисциплине (даже церковь здесь похожа на военную организацию). Индивид в таком обществе принудительно подчинен социальному целому. В «промышленном» обществе преобладающими являются промышленность и торговля, в нем появляется политическая свобода, а социальная организация становится более гибкой. В таком обществе власть выступает как выражение воли индивидов, а их соединение становится добровольным.

В истории социологии придается большее значение теории Г. Спенсера о закономерной эволюции от военного общества, основанного на принудительной («механической») кооперации, к индустриальному, базирующемуся на добровольной («органической») кооперации. Он в целом дал реальную картину исторического процесса, отражающую переход от общества с преобладанием натурального хозяйства и жестокой иерархической системой к обществу, основанному на товарном производстве и разделении труда. В современной социологии идея деления обществ на «традиционные» и «индустриальные» является отправной точкой теории развития общественных систем.

Г. Спенсер уподобил общество живому биологическому организму. Правительство в государстве уподобляется мозгу человека: как мозг «руководит» жизнедеятельностью организма, так правительство руководит жизнедеятельностью общества, балансируя интересы взаимодействующих между собой сословий и других социальных групп. Торговля сравнивается с кровообращением, а кровяные тельца – с деньгами. Телеграфные провода, несущие информацию и способствующие жизнеобеспечению общества, сравниваются с нервной системой живого организма и т.п. При этом всякое развитое общество имеет три системы органов:

  • производительную
  • распределительную
  • регулятивную.

Регулятивная система в лице государства обеспечивает подчинение составных частей целому. В качестве специфических частей общества он выделял учреждения (социальные институты): домашние, обрядовые, политические, церковные, профессиональные и промышленные. Все они являются продуктом медленной эволюции. Всякое учреждение складывается как устойчивая структура «социальных действий».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector